27 ноября 1874 года у мыса Доброй Надежды британский корабль «Sceptre» заметил в открытом океане маленькую лодку. Она выглядела заброшенной. Но когда моряки приблизились, они увидели движение. Внутри находились пятеро человек: иссохшие тела, обожженная кожа, пустые взгляды. Двое из них не доживут до конца дня. Останется трое, трое свидетелей кошмара, развернувшегося в океане.
Это рассказ о гибели парусника "Cospatrick". Это одна из самых ужасных морских катастроф XIX века. Пожар, выживание, каннибализм и моральные дилеммы - всё это стало частью истории, которую пытались стереть из памяти.
Путь в никуда
Во второй половине XIX века Новая Зеландия переживала острый дефицит населения. Земли было много, а рабочих рук не хватало. Британское правительство решило привлечь эмигрантов: семьи могли бесплатно переселиться в колонию, если соглашались работать.
Так появился рейс "Cospatrick". Этот трёхмачтовый парусник построили в Бирме в 1856 году. За годы службы он сменил нескольких владельцев и побывал на разных маршрутах: от Индии до Австралии. В 1874 году корабль перешёл в собственность компании Shaw, Savill & Company и отправился из Грейвсенда (Англия) в Окленд (Новая Зеландия).
Жизнь на борту
Первые недели рейса прошли спокойно. Погода радовала, океан был тихим, разговоры оживлёнными. На борту устраивали чтения, игры, праздники. Даже теснота кают не мешала, ведь впереди ждали свобода и новая земля.
Плавание шло по расписанию. Всё казалось обычным, пусть и долгим пересечением южных морей. Но 17 ноября, через два месяца пути, всё изменилось.
Пламя
В ту ночь второй помощник капитана Генри Макдональд был разбужен громкими криками: «Пожар!». Выскочив на палубу, он увидел, как огонь стремительно охватывает носовую часть судна, подбираясь к палубе. Пожар распространялся с пугающей скоростью.
Очаг возгорания находился в переднем грузовом отсеке, где хранились бочки с смолой, спиртом и другими горючими материалами. Вероятно, кто-то из матросов пробрался туда ночью в поисках выпивки. Может быть, со свечой или лампой.
Капитан приказал развернуть судно, чтобы остановить распространение огня. Однако этот маневр имел трагические последствия: две передние спасательные шлюпки оказались в самом сердце пожара и почти мгновенно сгорели.
Огонь вышел из-под контроля, и люди, осознав угрозу, ринулись к оставшимся шлюпкам. В мгновение ока началась паника. Шлюпка на правом борту перевернулась под весом спасающихся. Люди падали в воду, не имея шансов выжить, почти никто не умел плавать, особенно женщины и дети.
Без порядка, без надежды
На "Cospatrick" не было никакой подготовки, никаких инструкций. Организованной эвакуации не было. Правило "женщины и дети первыми" оказалось лишь красивой легендой викторианской эпохи. В тот момент на палубе царили не добродетель и честь, а хаос, инстинкт и ужас. Экипаж, теряя самообладание, пытался спастись, отталкивая, толкая и сбрасывая пассажиров. Люди в панике хватались за борт, цеплялись за руки, за тела других, стремясь выжить любой ценой. Семьи распадались прямо на глазах: кто-то терял детей в давке, кто-то жён в дыму, кто-то видел, как их близкие исчезали в чёрной воде, не успев крикнуть.
Капитан Александр Элмсли до последнего оставался на палубе. Когда стало ясно, что спасения нет, он крикнул: «Каждый сам за себя». Вместе с женой, сыном и судовым врачом он прыгнул в воду. Их имена больше не упоминаются в хрониках.
Побег
Генри Макдональд с несколькими матросами спустились в шлюпку с левого борта. Они скользили по раскалённой палубе, спасая свои жизни. Через несколько минут появилась вторая шлюпка. Она была перевёрнута, наполовину затоплена, но всё же пригодна для использования. Мужчины быстро перевернули её и затащили внутрь тех, кто был рядом. Среди спасённых были женщины, подростки и несколько обгоревших матросов.
Около шестидесяти человек собрались в двух переполненных шлюпках, молча наблюдая, как огонь пожирает остатки корабля. Они пытались подплыть ближе к кораблю, чтобы достать воду, еду и одежду, но стоило им приблизиться, как из темноты появлялись обгорелые, обессиленные и отчаявшиеся люди. Они хватались за борта, и шлюпки трещали под их весом. Любое резкое движение могло привести к гибели всех.
Решение далось тяжело. Никто не произнес это вслух, но все осознали: чтобы выжить, нужно оставить остальных. Шлюпки отошли от пылающего корабля, оставив позади стоны и треск огня. Для тех, кто остался на борту, это была последняя ночь. Для уплывших началась другая, тихая, но не менее пугающая борьба.
Ад на воде
На третьи сутки океан поглотил вторую шлюпку. Шторм разлучил их, и никто больше не увидел ту группу. Остались только те, кто остался с Макдональдом, около тридцати человек. Но с каждым днём их становилось всё меньше.
У них не было ничего: ни еды, ни воды, ни укрытия. Только одно весло, один компас и один путь в неизвестность. Солнце палило нещадно, вода в шлюпке нагревалась. Жажда сводила людей с ума. Они переставали говорить, бредили. Те, кто не выдерживал, срывались и пили морскую воду.
На шестые сутки начали умирать по двое в день. Тела складывали у борта. Когда умер очередной, кто-то сказал: «Мы не вывезем. Мы умрём. Или...» Наступила долгая тишина. Потом кто-то добавил: «Он уже мёртв». И в этот момент они переступили черту, ту, за которой человек начинает питаться не только надеждой. Но именно это помогло им дожить до следующего утра.
Ожидание смерти
К 27 ноября в лодке осталось семеро. Десять дней прошло с момента катастрофы. Люди измождены, их тела покрыты язвами и ожогами, глаза слепит солнце и соль. Некоторые лежали на дне, не в силах говорить. В тот же день умерли двое.
Пятеро оставшихся потеряли надежду. Они не молились — сил не было даже на это. Всё, что им оставалось, — смотреть в небо или океан, зная, что каждый день может быть последним.
И вдруг, когда надежда окончательно угасла, случилось чудо. На горизонте появился парус. К ним шёл корабль.
Спасение
Это был британский корабль "Sceptre", следовавший из Калькутты в Шотландию. Лодка, дрейфующая у мыса Доброй Надежды, сначала показалась морякам просто обломком. Но по мере приближения стало ясно, что в ней находятся люди. Пятеро, полумёртвые. Их подняли на борт, напоили и укрыли. Двое скончались в тот же день.
Трое выживших — Генри Макдональд, Томас Льюис и Эдвард Стивенсон — были переправлены в Англию.
Последствия
В феврале 1875 года власти начали официальное расследование пожара. Сначала считали, что огонь вспыхнул в каюте боцмана. Однако позже выяснили: пожар начался в грузовом отсеке, где хранились бочки со спиртом и дегтем. Скорее всего, кто-то из пассажиров или экипажа случайно зажег свечу, возможно, чтобы украсть спирт — распространенная практика в долгих плаваниях. Свеча упала, и пламя быстро распространилось.
На судне не было охраны грузового отсека и регулярных пожарных учений. Шлюпок хватило бы только на 180 человек, а на борту находилось почти 500. По закону 1870-х годов спасательные средства подсчитывались не по числу пассажиров, а по водоизмещению судна.
Комиссия признала наличие вины, но не нашла ответственных. Было предложено усилить охрану грузов и увеличить количество шлюпок. Однако эти рекомендации не стали обязательными.
Память
История «Cospatrick» редко вспоминается, в отличие от «Титаника». Там роскошные интерьеры, музыка до последнего мгновения, светские хроники. Здесь же только дым, пепел и крики умирающих. Никакой надежды. Лишь выжившие, прошедшие через ад, и их немые взгляды, навсегда хранящие память о том, как кровь заменяла воду, а плоть - хлеб. Они просто хотели жить.
Для историков Новой Зеландии это не забытая страница, а болезненная рана. «Cospatrick» был не просто кораблём, он перевозил будущих фермеров, каменщиков, женщин и детей, которые должны были построить новую страну. Но вместо этого корабль унёс не только их тела, но и их мечты. Погибшая надежда.
Рекомендую прочитать