Найти в Дзене
ИА Караван Инфо

Площадка ПМЭФ в 2025 году – возможность обсуждения транспортно-логистического потенциала Казахстана в Центральной Азии.

Оглавление

АСТАНА, 21 июня 2025 г. — ИА Караван Инфо. В 2025 году участие Казахстана в Петербургском международном экономическом форуме может принести стране ряд важных преимуществ, особенно с учётом текущих экономических и геополитических тенденций.

Основным направлением очевидно является привлечение инвестиций и
демонстрация экономической привлекательности страны перед крупными
участниками рынка.

Форум предоставляет возможности для партнеров выстроить интеграционные процессы исключительно для повышения
экономических показателей стран-участниц.

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

В свете указанных перспектив необходимо учитывать уже имеющиеся
международные проекты и стратегические направления деятельности, которые в первую очередь касаются треугольника Казахстан-Китай-Россия. Каковы же нынешние взгляды Пекина на роль Казахстана, как наиболее крупной страны в Центральной Азии и перспективы взаимодействия в указанной связке трех стран?

Для Казахстана ПМЭФ является возможностью презентовать проекты в
сферах энергетики (включая ВИЭ), горнодобывающей промышленности,
логистики и транспортных коридоров, цифровизации и IT, а также обсудить с
партнерами роль республики как ключевого звена в международных
транспортных коридорах (TRACECA, «Экономический пояс Нового шелкового
пути»).

В условиях растущих геополитических напряжений и ограничений, накладываемых США и Европейским союзом на китайские технологии в сфере логистики и судостроения, Китай все больше рассматривает Казахстан как партнера в создании альтернативной транспортно-логистической
архитектуры.

Китайская оценка транспортного потенциала Казахстана формируется в
контексте необходимости диверсификации торговых маршрутов и снижения
зависимости от морских путей, которые становятся объектом геополитической конкуренции, особенно в условиях торговой конкуренции
между США и Китаем.

-2

Казахстан рассматривается Китаем как центральный узел в этой новой
архитектуре, предлагающий два основных направления для китайских грузов.
Первое направление проходит через Казахстан, Россию и Беларусь,
обеспечивая значительно более высокую скорость транспортировки по
сравнению с морскими перевозками. Второе направление представляет собой обходной маршрут без участия Российской Федерации — через Казахстан, Иран и Турцию.

Конкретные направления китайско-казахстанского сотрудничества

Железнодорожные проекты и пограничная инфраструктура

Важным аспектом китайской оценки казахстанского потенциала является
развитие трансграничной железнодорожной инфраструктуры. Хоргос,
расположенный в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на границе с
Казахстаном, представляет собой крупнейший автомобильный пункт пропуска в западном Китае.

Третья трансграничная железная дорога между Казахстаном и Китаем,
соединяющая Аягуз в Казахстане с Тачэном в Китае, начала свое
строительство в 2023 году. Эта железная дорога протяженностью 272
километра планируется к вводу в эксплуатацию в 2027 году и сможет
дополнительно удовлетворить потребности в транзитных грузоперевозках,
способствуя развитию прилегающих регионов.

Оценка Китаем эффективности казахстанского транспортного сектора
подкрепляется конкретными достижениями республики. В 2023 году
фактический объем транзита через Казахстан составил 30 миллионов тонн,
превысив целевой показатель в 27,7 миллионов тонн согласно «Концепции
развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до
2030 года». Согласно этой концепции, к 2030 году объем транзита
должен достичь 35 миллионов тонн, включая 2 миллиона стандартных
контейнеров.

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Особое внимание Китай уделяет планам Казахстана по развитию
транскаспийского международного транспортного коридора с глубокой
интеграцией каспийских и черноморских портов. В 2023 году через
транскаспийский международный транспортный коридор было транспортировано 2,75 миллиона тонн грузов, что на 64% больше по сравнению с 2022 годом.

Казахстанское правительство также планирует строительство крупного
контейнерного узла в порту Актау на западе страны, на восточном берегу
Каспийского моря, для повышения эффективности грузоперевозок в
каспийском регионе.

Снижение зависимости от сырьевого экспорта

Китайская оценка казахстанского транспортно-логистического потенциала
учитывает стремление республики к экономической диверсификации. В
условиях нестабильности мировых рынков и зависимости от экспорта нефти,
Казахстан активно реализует диверсификацию экономики, где развитие
транзитных перевозок представляет собой стабильный и востребованный
источник доходов, не подверженный колебаниям сырьевых рынков.

В долгосрочной перспективе это обеспечит Казахстану стабильный
источник доходов и снижение зависимости от мировых цен на нефть и
другое сырье. Потенциал современного рынка логистических услуг Казахстана оценивается приблизительно в 10–11 миллиардов долларов.

Особую ценность для Китая представляет возможность использования
казахстанской территории как для традиционного маршрута через Россию.
Это обеспечивает Китаю необходимую гибкость в условиях изменяющейся
геополитической ситуации и потенциальных ограничений на других
маршрутах.

Делая вывод можно сказать, что участие Казахстана в ПМЭФ-2025 — это
шанс укрепить экономические связи, привлечь инвестиции, развивать
интеграцию.

Особенно важно использовать этот форум для продвижения
инфраструктурных, энергетических и цифровых проектов, которые могут
стать драйверами экономического роста Казахстана в ближайшие годы.

Кроме того, участие в таком высоком уровне мероприятий повышает рейтинг
Казахстана как надёжного делового партнёра, позволяет демонстрировать
независимую, но конструктивную позицию Казахстана в условиях напряжённых международных отношений.