Недавно проехал по нескольким дилерским центрам, где торгуют подержанными автомобилями. Картина, прямо скажу, впечатляющая - цены рухнули так, что многие продавцы просто растерялись. Некоторые до сих пор выставляют старые ценники, явно не понимая, что происходит на рынке.
Эксперты уже трубят: падение продолжится минимум до осени, а может и дольше. Лично я в этом не сомневаюсь - слишком много факторов сработало одновременно.
История одного знакомого автодилера
Мой приятель Сергей уже двадцать лет торгует подержанными машинами. Помню, как он рассказывал про золотые времена 2022-2023 годов, когда покупатели выстраивались в очередь за любой более-менее приличной машиной.
Тогда пятилетняя Lada Vesta с пробегом 80 тысяч километров уходила за 1,2 миллиона рублей буквально в день поступления. А сейчас такую же машину он два месяца не может продать за 850 тысяч.
"Раньше звонили по десять раз в день, - жалуется Сергей. - Сейчас если один человек в неделю приедет посмотреть, то уже праздник".
Самое интересное, что у него на площадке стоит УАЗ Patriot 2021 года с пробегом 40 тысяч. Машина в идеальном состоянии, один хозяин, все ТО у официального дилера. Год назад за такую просили 1,7 миллиона. Сейчас ценник 1,1 миллиона, но и за эти деньги покупателей нет.
Новые машины обвалили вторичку
А причина простая - дилеры устроили настоящую ценовую войну на новые автомобили. Недавно заехал в салон АвтоВАЗа, так там менеджер чуть ли не силой тащил меня к стенду с Грантой.
"Берите сейчас, завтра может подорожать", - уговаривал он. При этом скидка составляла 400 тысяч рублей с рекомендованной цены.
Представляете ситуацию покупателя? Зачем брать Гранту 2020 года за 750 тысяч, когда новая 2024 года с гарантией стоит 850 тысяч? Логично, что вторичку никто не хочет.
То же самое происходит с китайскими брендами. Haval, Chery, Geely - все дают огромные скидки. Видел собственными глазами, как в одном салоне продавали новый кроссовер Geely со скидкой 700 тысяч рублей. Менеджер объяснил, что машина прошлогодняя, застоялась на складе.
Забавная история с "Буханкой"
На прошлой неделе встретил своего соседа - он всю жизнь мечтал о УАЗ "Буханке". Копил деньги, изучал объявления, выбирал лучший экземпляр.
Год назад приличная "Буханка" 2018-2019 годов стоила около миллиона рублей. Сосед готов был отдать эти деньги, но жена не разрешала тратить семейный бюджет на "эту консервную банку".
А теперь такие же машины продают за 650-700 тысяч. Михалыч в восторге, жена согласилась, но теперь он сомневается - а не упадут ли цены еще больше? Вот такая психология покупателя.
Европейские бренды в нокауте
Отдельная история с европейскими машинами. Помню времена, когда подержанный "Фольксваген" или "Опель" держал цену лучше любых отечественных моделей. Люди переплачивали за престиж, качество сборки, комфорт.
Сейчас эти машины сыпятся в цене быстрее всех. Параллельный импорт насытил рынок, а официальная поддержка исчезла. Получается, что за европейскую машину платишь как за премиум, а сервис получаешь как у "китайца".
Вчера смотрел объявление - "Шкода Октавия" 2019 года, 60 тысяч пробега, за 1,3 миллиона. Полгода назад такая стоила бы 1,8-1,9 миллиона точно. И это еще не дно - продавец в комментариях пишет "торг уместен".
Почему рубль играет против продавцов
Многие не понимают связь между курсом рубля и ценами на подержанные автомобили. А она прямая. Когда рубль укрепляется, ввозить машины из-за границы становится выгоднее.
Сейчас серые дилеры активно завозят подержанные автомобили из Казахстана, Белоруссии, даже из Грузии. Предложение растет, конкуренция усиливается, цены падают.
Что будет дальше
Честно говоря, не вижу факторов, которые могли бы остановить падение цен в ближайшие месяцы. Китайские производители продолжают наращивать производство в России, запустили новые заводы, планируют расширение модельных линеек.
АвтоВАЗ вынужден конкурировать, поэтому скидки на Весту и Гранту будут только расти. ГАЗ и УАЗ тоже не могут позволить себе завышенные цены - покупатели уйдут к "китайцам".
А главное - покупательская способность населения восстанавливается медленно. Люди стали осторожнее тратить деньги, особенно на дорогие покупки вроде автомобилей.
По моим прогнозам, средняя цена подержанного автомобиля упадет еще на 15-20 процентов к концу года. Сейчас она составляет 1,44 миллиона рублей, к декабрю может опуститься до 1,2 миллиона.
Для покупателей это отличная новость - можно взять приличную машину значительно дешевле. А вот тем, кто планировал продавать свой автомобиль, советую поторопиться.