Найти в Дзене
ИА «ТОЧКА»

«Ядерная программа»? Отвлекающий маневр! Цель западного удара по Ирану оказалась неожиданной

Оглавление

Нападение Израиля на Иран всё больше выглядит как спецоперация Запада против нового евразийского транспортного хаба, который отдаёт ключи континента в руки Китая, России и Ирана.

Открытие железной дороги в Китай сделало Иран сердцем евразийской торговли, не подконтрольным США. И израильская атака – лишь первый выстрел в битве за логистическое будущее. О том, как Иран может стать главным транспортным узлом на территории Евразии и почему США и весь Запад этого очень не хотят, читайте в материале «Точки».

Конфликт «без причины»

Конфликт Израиля и Ирана продолжается уже более недели, и только сейчас его возможные истинные причины стали озвучиваться в публичном пространстве. Стоит напомнить, что Израиль официально мотивировал начало своих ракетных ударов по иранской территории тем, что тегеранская ядерная программа близка к завершению и Исламская Республика будет готова создать ядерную бомбу в интервале от 1 до 12 месяцев.

Однако в это элементарно никто не поверил. Хотя бы потому, что ещё в марте этого года глава Национальной разведки США Тулси Габбард докладывала американскому президенту Дональду Трампу о том, что Иран не разрабатывает военных ядерных технологий. И, более того, «Иран не предпринял никаких действий по созданию бомбы».

К слову, сейчас Нацразведка Штатов повторяет эту информацию. Но Трампа, кажется, эти данные волнуют мало, и в целом, хоть и с большими оговорками, он не пытается остановить военные действия Израиля и никак им не препятствует. Более того, 18 июня издание New York Times сообщило о том, что контингент на военных базах США в регионе, а именно в Объединённых Арабских Эмиратах, Иордании и Саудовской Аравии, переведён на режим повышенной боевой готовности. Всего на этих базах находится около сорока тысяч военнослужащих.

И хотя американская пресса пишет о том, что это «ответные действия» на возможную угрозу ударов со стороны Ирана, ряд экспертов усматривают в такой активности подготовку к возможному участию войск США в военных действиях на стороне Израиля.

Казалось бы, зачем это Трампу, который позиционирует себя в качестве миротворца, обещал не начинать новых военных кампаний и вообще публично заявляет о себе как о главном переговорщике в мире? Тем более что нынешний глава США решил возобновить диалог по иранской ядерной сделке, от которой отказался в прошлый свой президентский срок.
Но дело здесь, как бы это странно ни прозвучало, в куда более серьёзных вещах, чем ядерное оружие, которые сулят и Штатам, и Западу в целом стратегическое экономическое поражение на практически всём евразийском пространстве.

Когда «железка» важнее «ядерки»

Начать здесь стоит с новости от 3 июня 2025 года на сайте Iran.ru, которую, кажется, поначалу практически никто не заметил. А новость заключалась в том, что
«Новый коммерческий железнодорожный маршрут, соединяющий Китай и Иран, официально начал работу с прибытием первого грузового поезда из восточнокитайского города Сиань в сухой порт Априн недалеко от Тегерана».

Чтобы было понятно, эта железная дорога строилась с 2021 года. И она входит сразу и в программу «Один пояс – Один путь» Китая, и является элементом Транскаспийского международного транспортного маршрута, и смыкается с транспортным коридором «Север-Юг», который активно продвигает и уже эксплуатирует Россия. То есть Иран на днях стал важнейшим транспортным узлом не просто на Ближнем Востоке, а для всей Евразии.
При этом узлом, который абсолютно не подконтролен Западу, но который тесно и стратегически сотрудничает с главными его конкурентами: Россией и Китаем, с которыми у Тегерана заключены договоры о стратегическом сотрудничестве.

Чтобы было понятно, о каких масштабах грузоперевозок по этой «железке» идёт речь, стоит сказать, что в докладе Eurasian Rail Alliance Index «Транскаспийский международный транспортный маршрут и другие перспективные коридоры в Центральной Азии» написано о том, что при регулярной работе уже сейчас по этому пути можно перевозить 6 миллионов тонн грузов в год. К 2027 году эксперты ожидают увеличения пропускной способности до 10 миллионов тонн. Для сравнения, по Северному морскому пути в год проходит 37,9 миллиона тонн. Но это морской путь, а тут – железная дорога.

И потенциал расширения у этого пути есть. Даже не в силу практически «бездонного» китайского рынка, одним из главных поставщиков нефти для которого наряду с Россией является Иран, но и в силу экономической активности самой Исламской Республики. По данным на середину апреля этого года Иран уверенно шёл к отметке в 54 миллиона тонн грузоперевозок в год по своим внутренним железным дорогам. Тут снова можно вспомнить про то, что «санкции работают». И не только в отношении России. Но это лирика, а экономическая прагматика в том, что Западу совершенно не нужен Иран в качестве такого глобального транспортного узла.

Нюанс ещё и в том, что вся эта железнодорожная сеть от Тегерана до Мурманска с заходом в Баку, Анкару и Пекин существенно снижает значимость морских каналов типа того же Суэцкого, Босфора и Ормузского. Морем переправлять грузы, во-первых, дороже, во-вторых, опаснее. В-третьих, в условиях нынешней политической нестабильности морские перевозки всё больше напоминают игру в русскую рулетку. Кто-нибудь обязательно или ракетами долбанёт, или пригрозит заблокировать всё морское сообщение по тому или иному проливу, или вообще задержит грузовые суда без объяснения причин.

Интересно, кстати, что и для самого Ирана сухопутные маршруты были бы выгоднее и безопаснее в деле обхода американских санкций. Ещё в начале марта Дональд Трамп заявил, что «было бы предпочтительно» задерживать иранские нефтяные танкеры в открытом море, дабы препятствовать распространению санкционной нефти и торговле Тегерана с партнёрами.
Основным партнёром, стоит напомнить, для Ирана в этом бизнесе является Китай. С которым Трамп методично ведёт «торговую войну», но пока не то чтобы результативно.

Что в итоге?

В итоге мы имеем картину, когда Израиль своими военными действиями выполняет волю коллективного Запада и препятствует не только иранским инициативам, но и развитию транспортной логистики таких альянсов, как, например, БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Ну и развитию пресловутого многополярного мира, в котором не заинтересован мир глобалистский.

И вот здесь уже начинаются вопросы о том, каких масштабов в действительности может в перспективе достичь этот конфликт. Потому что в стабильном, мирном и процветающем Иране сейчас заинтересовано не меньшее количество глобальных игроков, чем в том, чтобы Иран стал территорией вечной нестабильности.

Ровно поэтому, кажется, Вашингтон на уровне публичной риторики Трампа вроде и осуждает удары Израиля по Ирану, но на деле не то чтобы как-то им активно препятствует, а скорее даже наоборот.

И самое интригующее в этой истории – какие в дальнейшем действия предпримут Москва и Пекин, поскольку Тегеран сейчас находится в зоне их непосредственных и практически ключевых интересов.

Ранее «Точка» сообщала о том, что руководитель «Росатома» предупредил о возможных рисках масштабной атомной катастрофы вследствие ударов Израиля по Ирану.

Подготовил Александр Чаусов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ