Три месяца тому назад я опубликовала здесь очерк о космических картинах Геннадия Корягина.
Часть из них экспонировалась в январе 2025 года на выставке в московской Музее космонавтики, и большинство изображений я фотографировала именно там.
Но некоторые работы я отыскала в сети, чтобы дополнить обзор.
Одна из найденных в сети картин вызвала вопросы у моего внимательного читателя, который обнаружил в ней едва ли не копию аналогичной картины, созданной замечательным художником Андреем Константиновичем Соколовым в творческом дуэте с живописцем-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым.
Оказывается, мой нишевый блог и въедливые комментарии моих читателей иногда читают художники и искусствоведы - видимо, ищут в интернете отклики на свои выставки и набредают на меня.
Реплика куратора
Куратор выставки в Музее космонавтики, Ната Зюмченко, написала:
Должна отметить как куратор выставки, что эту работу музей точно не выставлял, и под именем Корягина тем более. Могу предположить, что по причине очевидного сходства стилистики и тем с работами легендарного Соколова, просто произошла путаница на каком-то ресурсе. Однако, обязательно уточню у художника!
Ну да, именно этой картины на выставке я не видела, однако на сайте, где я ее нашла, информация выглядела достоверной. А сходство при этом удивительное.
Люди, имеющие дело с произведениями искусства, отлично знают, что не всякое сходство свидетельствует о плагиате или о подделке. Есть разные случаи, не имеющие отношения к теме плагиата.
Когда сходство не равно плагиату
Например, иногда художники учатся мастерству, копируя работы старших собратьев, но не всегда делая это абсолютно точно. Может быть, вы иногда видели в музеях, как студенты сидят и копируют шедевры классиков. При обучении музыкальной композиции это называется "метод воссочинения" или "сочинения по модели". Берется шедевр и делается всё точно по тому же плану, но со своим материалом. Такими методами не гнушались даже классики, включая Моцарта и Бетховена.
Или бывает, что художнику заказывают копию, и он выполняет просьбу ради заработка (если кому-то хочется повесить над диваном копию "Моны Лизы", причем в виде холста, а не репродукции, он может осуществить свой каприз за относительно скромную плату, и это не наказуемо). Различия с оригиналом при этом всегда имеются, и автор римейка не пытается выдать свое произведение за подлинник. Это не плагиат и не подделка.
Наконец, существуют и работы "по мотивам". В сетературе это фанфики (я такого не пишу, но многие пишут и читают!), в кино - пресловутые римейки старых фильмов, в музыке - вариации на темы, парафразы, аранжировки, кавер-версии. Для киношных людей важны деньги, но многие авторы фанфиков и аранжировок занимаются этим делом совершенно бескорыстно, из любви к искусству.
Иногда работа "по мотивам" настолько далеко уходит от оригинала, что автора обвиняют не в плагиате, а в профанации. Мы не будем так делать, правда? Художник имеет право на собственный взгляд.
Что же выяснилось?
Загадка на днях разрешилась.
На ту статью о творчестве Корягина откликнулся друг художника, Юрий Алексеев, который любезно расставил все точки над "i".
Да, это римейк! Или фанфик.
Поскольку тема - важная, а сюжет чрезвычайно интересный, приведу этот комментарий здесь.
Рассказывает Юрий Алексеев:
Наука и фантастика, это я во всём виноват - картина сделана Геннадием по
моему заказу в 2008 году, находится в моей коллекции и сейчас
экспонируется в г. Гагарине на выставке "Космос как искусство. Классики и
современники" в Объединённом Музее-заповеднике Ю.А. Гагарина. До этого
работа в 2023 и 2025 г.г. выставлялась в Доме космонавтов Звездного
городка на моих выставках "Мост в космос". Репродукцию картины видел
Алексей Архипович Леонов - сразу сказал, что это работа А.К. Соколова,
но потом отбросил лопату (дело было на субботнике в Коломенском) и
сказал: "А ну давай рассказывай, это не работа Андрея, я хорошо знаю эту
картину".
Я и рассказал, что с детства хранил маленькую открытку с
милой и "морально устаревшей" картиной 60-х годов Андрея Константиновича
Соколова "На Луне. Грузы прибыли". Мне захотелось сделать из этой
открытки ретрофантастическую копию в виде большого полотна 100х150 см.,
но мой друг художник Геннадий Корягин отказался это сделать. Сказал, что
на картине есть ошибки в конструкции луноходов, неправильно расположены
тени от двух источников света - Земли и Солнца и т.д и т.п. В общем,
его душа инженера не приемлет эту работу. Я еще раз о-о-чень попросил, и
он согласился при условии, что исправит все неточности. Ударили по
рукам, и работа пошла.
Геннадий взял большой обеденный стол и из старой простыни сложил рельеф лунной поверхности, потом из крышек пластиковых бутылок, киндер сюрпризов и соломинок для коктейля собрал луноходы и лунный корабль, выставил с помощью двух ламп - голубой и обычной источники света, после чего стал делать эскизы. Прошло полтора года и картина была готова. Потом я заказал для рамы багет, имитирующий нержавеющую сталь с заклёпками и артобъект ретрофутуризма был готов.
После моего рассказа Леонов снял кепку, протёр лысину и сказал: "Вот это
парень заморочился, понравилась вещица - подаришь?" Свернул репродукцию
в рулончик и бережно положил в карман бушлата с эмблемой
"Союз-Аполлон"... Могу только добавить, что нигде Корягин не присваивал
авторства сюжета этой картины и везде указывалось, что работа сделана по
мотивам картины "Русского Сокола", как называл Андрея Соколова И.А.
Ефремов.
--
Такая удивительная история.
Мне кажется, что она заслужила отдельной статьи.
Спасибо экспертам!