С начала 2025 года количество угонов в России выросло на 70%: грузовики стали новым трендом. Какие автомобили угонщики выбирают чаще всего?
В первом квартале 2025 года число угонов увеличилось на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. AutoNews раскрыли тревожную статистику: каждые 7 минут 42 секунды угоняют автомобиль в России. За этими цифрами скрываются тысячи людей, оставшихся без машин, и опустевшие парковочные места.
Страховщики обеспокоены ростом выплат по угонам. Некоторые компании исключают "рисковые" модели из своих программ. "Мы фиксируем 275 краж в сутки", — отметил представитель Национального союза страховщиков.
Количество угонов в этом году выросло на 70% по сравнению с первым кварталом 2024-го. Но главное — изменилась сама концепция краж. Если раньше угоняли только дорогие иномарки для перепродажи, то теперь воруют бюджетные Lada и китайские автомобили ради запчастей, которые стали дороже золота.
Раньше угонщики просто искали машины для продажи. Теперь они действуют хитрее: сначала готовят документы, а потом находят автомобиль. В России это сделать несложно. Но сейчас ситуация изменилась: машины угоняют ради запчастей. Поэтому многие предпочитают покупать их сразу, а не ждать несколько месяцев, пока нужная деталь появится в продаже.
География преступлений вызывает тревогу. Амурская область лидирует по числу краж автомобилей — 217 на 100 тысяч машин. Москва (198 краж) стала центром преступных группировок, которые поставляют запчасти в нелегальные сервисы.
Санкт-Петербург (185 краж) стал перевалочным пунктом для отправки автомобилей в Европу. Особенно страдают премиальные модели, которые воруют по заказу. Екатеринбург (179 краж) известен как столица угонщиков Урала, где местные «специалисты» разработали уникальные методы кражи.
В сети немало печальных комментариев: «Угнали автомобиль, документы переоформили через подставных лиц. Суды, полиция, прокуратура — всё бесполезно». Таких случаев тысячи по всей стране. Правовая система не успевает справляться с волной преступлений, а международное сотрудничество практически заморожено.
Экономисты предсказывают мрачные перспективы на 2025 год: рост цен на 25–40%. Криминолог Артём Зайцев отмечает, что угонный бизнес приносит до 600 тысяч рублей в месяц при минимальных рисках. Это источник дохода для криминального мира, с которым легальными способами бороться практически невозможно.
В некоторых регионах уже сформировались «угонные синдикаты» с узкой специализацией: одни охотятся исключительно на Lada, другие — на китайские автомобили, третьи предпочитают грузовики. Есть даже «элитные бригады», выполняющие заказы на конкретные модели.
Какие авто стали пользоваться популярностью у угонщиков
Если мы посмотрим на самые угоняемые автомобили в 2025 году, то список "горячих" марок этого года станет ударом для российского автопрома. Первое место с большим отрывом занимает Lada (38% всех краж).
Granta и Vesta исчезают с парковок быстрее, чем их успевают выпускать в Тольятти. "Крадут их не для перепродажи, а на запчасти", — объясняет эксперт по автомобильной безопасности Михаил Колесников. Разобрать Vesta можно за четыре часа, а детали разлетаются, как горячие пирожки.
На втором месте — китайские Chery (23% угонов). Tiggo 7 и 8 стали жертвой собственной популярности: оригинальных запчастей катастрофически не хватает, а ждать их приходится долго.
Замыкают тройку корейские Hyundai Creta и Kia Rio (19%). Их электронные системы защиты, которые еще вчера считались надежными, оказались уязвимы для новых поколений "электронных взломщиков".
Но что действительно удивляет, начали угонять грузовики. Количество краж Shacman и КАМАЗ увеличилось в четыре раза. Также выросла активность угонщиков грузовиков IVECO.
Казалось бы, это грузовик, но это подтверждает теорию, что нужны запчасти. "Дизель Shacman на черном рынке стоит 900 тысяч", — сообщает МВД. Это готовая бизнес-модель: угнал, разобрал, продал.
Как защитить свой автомобиль
Эксперты по безопасности единодушны: только комплексная защита может обеспечить хоть какую-то безопасность. Механические блокираторы капота и коробки передач снижают риск на 60%, но только при условии, что это качественные устройства, а не дешёвые китайские подделки.
Несколько GPS-меток в разных частях автомобиля могут помочь. Современные угонщики научились обходить стандартные маячки. Важно уделить внимание защите OBD-разъёма, который является "ахиллесовой пятой" современных машин и через который угоняют 90% автомобилей.
Гараж или охраняемая парковка — более надёжный вариант, чем оставлять машину на улице, где её угоняют в семь раз чаще. И, конечно, полноценная страховка от угона. Однако важно внимательно читать условия, так как большинство компаний уже исключили множество случаев.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!