Найти в Дзене

Завод ГАЗ: история, модели, современность

Оглавление

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — легенда отечественного автопрома, чья история началась почти век назад. За годы существования предприятие пережило взлёты и падения, выпускало культовые модели, которые стали символами эпохи, и продолжает развиваться в современных реалиях. В этой статье — краткая история завода, его знаковые модели и то, чем живёт ГАЗ сегодня.

Проходная завода ГАЗ
Проходная завода ГАЗ

История

Горьковский автозавод – один из старейших и крупнейших предприятий отечественного автомобилестроения. Его строительство по проекту Альберта Кана началось в 1929 г., а 1 января 1932 г. завод официально вступил в строй. Уже в первый год с конвейера сошла первая «полуторка» НАЗ-АА (позже – ГАЗ-АА), всего их выпустили 829 808 штук до 1949 г. К концу 1930-х Горький завод производил около 68% всех автомобилей в СССР.

«Полуторка» НАЗ-АА
«Полуторка» НАЗ-АА

В годы Великой Отечественной войны предприятие полностью перешло на выпуск фронтовой техники: здесь выпускались легкие танки Т-60/Т-70, самоходные орудия СУ-76, армейские грузовики и джипы (ГАЗ-64/67), снаряды «Катюша» и др. После войны ГАЗ возобновил гражданское производство: в 1946 г. начался выпуск грузовика ГАЗ-51 (до 1975 г. – 3,48 млн штук) и легкового М20 «Победа» (241 497 штук к 1958 г.).

В послевоенные десятилетия появились знаменитые модели: представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ» (позднее «Чайка»), средний класс – «Волга» ГАЗ-21 (выпуск 1956–1970, 638 875 штук), его преемник ГАЗ-24, а также грузовики ГАЗ-52/53, вездеход ГАЗ-66 и многие другие.

«Волга» ГАЗ-21
«Волга» ГАЗ-21

В 1958 г. «Волга» ГАЗ-21, «Чайка» ГАЗ-13 и грузовик ГАЗ-52 разделили Гран-при на Брюссельской выставке как лучшие образцы советского автопрома. В советское время завод дважды награждён орденом Ленина. В 1990-е ГАЗ прошёл через реструктуризацию и приватизацию: в 2000-х годы вошёл в состав холдинга «Руспромавто»/«Группа ГАЗ». К 2025 году ГАЗ трансформировался в ведущего производителя коммерческого транспорта РФ, оставаясь исторической основой автоиндустрии страны.

«Чайка» ГАЗ-13
«Чайка» ГАЗ-13

Чтобы узнать полную историю завода, можно обратиться к интерактивной онлайн-версии музея завода по ссылке - https://museum.gaz.ru/history/gaz-history.

Интерактивная онлайн-версия музея завода ГАЗ
Интерактивная онлайн-версия музея завода ГАЗ

Ключевые модели

На протяжении десятилетий ГАЗ выпускал широкий модельный ряд. Среди легковых – «Победа» М-20 (1946–1958), представительские седаны ГАЗ-12 «ЗИМ» (1950–1960) и «Чайка» ГАЗ-13 (1958–1981, 3 179 машин), семейство «Волга» (первое поколение ГАЗ-21/24 в 1956–1993 гг.) – символы эпохи.

В грузовых – «полуторка» ГАЗ-АА (эпохи 1930–40-х), многотонные ГАЗ-51 (2,5-тонник), полноприводный ГАЗ-63 (1948–1968) и усиленный ГАЗ-66, «газовые» микроавтобусы ГАЗ-3221 «Газель» (с 1996), а также среднетоннажники «Садко» и «Валдай». Знаменитые внедорожники военного времени – ГАЗ-64/67/69 – заложили основу советского «джипостроения». Многие модели ГАЗа становились народными.

В современной гамме – линейки «Газель NEXT», «Соболь NN», «GAZon Next» и «Valdai Next/Sadko Next», а также новые автобусы (выпуск ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ, «Вектор Next» CNG и т.д.).

«Газель NEXT»
«Газель NEXT»

Интересные и малоизвестные факты

Название «ГАЗ» появилось задолго до Горького

  • Аббревиатуру ГАЗ (Государственный автомобильный завод) впервые дали в 1919 г. московскому авиационному заводу №1. Горьковский завод в 1932 г. назывался сначала Нижегородским автозаводом им. Молотова (НАЗ), а лишь после переименования города в честь Горького (1932) получил «ГАЗ» на бамперах. Полный официальный современный статус «Горьковский автозавод» завод получил в конце 1957 года.

Рекорды автомобилестроения

  • Уже в первые годы работы ГАЗ отличался рекордными темпами. К 17 апреля 1935 г. сошёл 100‑тысячный автомобиль – что сделало ГАЗ первым автозаводом СССР, преодолевшим этот рубеж (это был ГАЗ-А). Предвоенный М1 «Эмка» (1936–42) стал самым массовым седаном того периода (62 888 штук). В 1934 г. ГАЗ построил корпус литейного цеха №2 и освоил выпуск трёхосных грузовиков ГАЗ-ААА.

Темпы во время и после Великой Отечественной

  • В войну и после на заводе работали сотни женщин и подростков: по легенде, в 1942 г. в Книгу Почёта записывались не только мастера, но и 12-летние мальчишки, делавшие бронеавтомобили. После войны традиция марафонов труда (стахановство) на ГАЗе привела к многочисленным рекордам: например, бригада кузнецов отковала в смену 1001 коленвал при норме 675.

Не только машины

  • ГАЗ славился не только машинами. Так, 15 марта 1951 г. завод начал массовый выпуск… велосипедов – конструкции собственной разработки (модель Г-1). Это позволило разгрузить другие заводы и дать работникам доступный транспорт.

Победы на международной выставке

  • В 1958 г. на международной выставке в Брюсселе коллектив ГАЗа удостоился высшей награды: первое место и «Гран-при» тогда получили модели ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52. Международное признание советской техники – факт удивительный для того времени.

Пионеры технологий

  • В 1996 г. ГАЗ первым в России начал ставить на свои модели четырехклапанные двигатели (2,3-литровые ЗМЗ-406) – значительно модернизировав прежние моторы ЗМЗ-402. Это хотя и технический факт, но многие об этом не знают.

Современная продукция

В 2024–2025 гг. «Группа ГАЗ» остаётся флагманом рынка коммерческой техники России. На его мощностях выпускаются целый спектр машин: от компактных «Газелей» до тяжелых грузовиков и автобусов.

На сегодняшний день в серию входят семейства «Газель NEXT» и «Соболь NN», среднетоннажные «GAZon Next» и «Valdai/Sadko Next». Автобусная линейка включает известные модели ЛИАЗ и ПАЗ, в том числе модернизированный большой автобус Vector Next 8.8 на метане. Новый городской микроавтобус «ГАЗель City» выпускается для маршрутных перевозок.

Соболь NN
Соболь NN

Точные официальные данные по объёмам производства и экспорта ГАЗа за 2024–2025 гг. в открытых источниках не опубликованы. Тем не менее, по экспертным оценкам и сведениям аналитиков, в 2024 г. продажи техники ГАЗа выросли.

По мнению экспертов «Автостата», в 2024 году объём продаж «Газели Next» составил 36 539 автомобилей (+9% к 2023) и «ГАЗ-3302» – 8 015 шт. (+18%). По оценке «Автостата», эта модель остаётся лидером в сегменте лёгких коммерческих автомобилей.

В первой половине 2024 г. вся группа ГАЗ продала 27 268 грузовиков и фургонов (доля на рынке LCV ≈54%). Автобусное подразделение «Группы ГАЗ» также доминирует в РФ – доля на рынке автобусов оценивается в 60–65%.

Экспортные поставки ГАЗа значительно меньше внутреннего объёма и пока не получили широкого распространения. Из известных фактов – в 2021 году ГАЗ выпустил первый грузовик «Sadko Next» для продажи в Австралии. Подробных статистических данных по экспорту ГАЗа за 2024–2025 гг. в открытых источниках мы не нашли.

🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов