В 1917–1919 гг. на фоне Первой мировой войны несколько штатов (Огайо, Индиана и др.) запрещают преподавание немецкого языка — даже в частных и церковных школах. Немцев считали "подозрительными" и требовали американизации.
Помогло ли это ассимилировать их? В статье "Backlash: The Unintended Effects of Language Prohibition in US Schools after World War I" (2020) показывается, что произошло ровно обратное.
На основе данных переписи населения было установлено, что впоследствии немцы из этих штатов:
— чаще называли детей немецкими именами
— чаще женились на немцах, а не на американцах других корней
— реже добровольно шли в армию США во Второй мировой
— чаще ходили в лютеранские (немецкие) воскресные школы
И хотя эффект не очень большой, он довольно устойчивый. Чем дальше от немецких центров — тем эффект сильнее.
Мигранты из Германии восприняли запрет языка как угрозу собственной культуре и стали компенсировать немецкую идентичность в семье, что в итоге привело к торможению ассимиляции и изоляции культуры.
Так что да, государственное давление на культуру не ассимилирует, а радикализирует лояльность к ней. И актуально это не только для США начала 20 века.