Почему основатель ислама сначала был в ужасе и сомневался в себе
Люди любят представлять пророков спокойными, сияющими, уверенными в себе с первого же дня. Но с Мухаммедом всё было совсем не так. Правда в том, что он запаниковал. Сильно. Он не вышел из пещеры с криками о Боге и ангелах. Он подумал, что теряет рассудок. Так всё и началось.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos
Прежде чем мы начнём
Я понимаю, что эта тема может быть чувствительной, поэтому короткое замечание заранее: всё, о чём я собираюсь рассказать, основано на исламских источниках. Я не собираюсь оскорблять мусульман или бросаться дешёвыми нападками на ислам. Мухаммед был реальной исторической и политической фигурой — государственным лидером и реформатором, значение которого ощущается до сих пор. Поэтому вполне уместно изучать его биографию и задавать неудобные вопросы. Если вы с чем-то не согласны — оставьте комментарий, давайте обсудим.
Пещера, голос и адская паническая атака
Краткий пересказ: Мухаммед, 40-летний торговец из Мекки, часто уединялся в пещеру Хира, чтобы уйти от шума города и его развращённости. Его утомило идолопоклонство, межплеменные распри и хаос вокруг. Он сидел, размышлял, молился и пытался понять смысл жизни.
Однажды ночью произошло нечто невероятное. Появился ангел — Джибрил (Гавриил), схватил его, сжал так, что тот не мог дышать, и закричал: «Читай!» (или: «Прочти!», «Произнеси!»). Мухаммед ответил: «Я не умею читать!» Ангела это не волновало. Он снова сжал его и закричал то же самое. Трижды. Вдохновляюще? Мухаммеду показалось, что это ужасно.
После этого шокирующего опыта в пещере он не стал радоваться. Он побежал домой в панике и дрожи. Он сказал своей жене Хадидже, что думает, будто сходит с ума — или хуже, одержим джинном. А джинны в представлении арабов вовсе не были милыми «джиннами из лампы» — считалось, что они могут свести с ума, овладеть разумом или контролировать человека. Именно это и пугало Мухаммеда.
Так что нет, он не кричал: «Я только что встретил ангела!» Он скорее говорил: «Укрой меня, я думаю, что схожу с ума».
Хадиджа приходит на помощь
Вот решающий момент для ислама: Хадиджа не вызвала врача. Она не сказала Мухаммеду обратиться за помощью или полежать. Она сказала: «Ты хороший человек. Ты честен. Ты помогаешь бедным. Бог не даст тебе сойти с ума». Затем она повела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю — старому христианину, хорошо знавшему Писание.
Варака выслушал рассказ Мухаммеда и сказал: «Это похоже на то, что произошло с Моисеем. Ты избран Богом». Бам. С этого момента Хадиджа и Варака начали относиться к Мухаммеду как к пророку. Не потому что он сам был уверен в этом — а потому что они были уверены.
Мухаммед всё ещё сомневался
Даже после этого Мухаммед не чувствовал особой уверенности. По исламским источникам, затем наступил перерыв в откровениях — так называемый фатра. Несколько недель, а может, и месяцев — ничего не происходило. Ни ангела, ни голоса, ни видений. Мухаммед впал в депрессию. Он подумал, что всё это была ошибка или случайность. Есть даже сообщения (позднее оспариваемые некоторыми мусульманами, но содержащиеся в ранних источниках), что он подумывал о самоубийстве — хотел броситься со скалы.
Осознайте это: человек, который впоследствии основал мировую религию, пережил такой нервный срыв, что задумывался о самоубийстве. Настолько сильным и разрушительным был для него этот опыт. Он не стремился к славе или власти. Он был до смерти напуган.
Позже откровения возобновились. Джибрил вернулся и сказал ему, что он не одержим, не сумасшедший — он избран. Но не стоит упускать из виду тот ранний хаос. Потому что это важно.
Страх у истоков ислама — и почему это до сих пор имеет значение
Сегодня люди любят приукрашивать истории. Они шлифуют острые углы, стирают сомнения и делают всё святым и идеальным. Но самые ранние источники, которые у нас есть, рассказывают совсем другое начало. Мухаммед не заявлял о своей пророческой миссии с уверенностью. Его нужно было убеждать, что он не сумасшедший. В Коране даже есть ответы на обвинения в том, что он «маджнун» (одержим или безумен), потому что многие в Мекке именно так и думали.
Ислам не начался с уверенности. Он начался со страха, сомнений и паники. Если вас это раздражает — что ж, так говорят источники.
Лгал ли он или был в бреду?
Вот где вступают критики. Если он не лгал, может, он был в бреду? Пережил ли он психоз или просто поверил в свои фантазии?
Такова одна из теорий. Некоторые современные мыслители предполагают, что у Мухаммеда был эпилептический приступ или диссоциативный эпизод. Другие считают, что он действительно верил в то, что видел и слышал, даже если это исходило из его собственного сознания.
Но вот в чём парадокс: именно то, что он сомневался в себе, делает его более правдоподобным в глазах некоторых людей. Лжецы обычно с самого начала ведут себя уверенно. А Мухаммед был в полном замешательстве. Он не хотел этой роли. Именно так, по мнению некоторых, должен реагировать реальный человек, если с ним произошло нечто столь масштабное и необъяснимое.
Христиане и евреи тоже знают такие истории
Не стоит думать, будто история «посланник Бога в шоке» уникальна для ислама. В Библии Моисей тоже не хотел быть пророком. Он говорил, что плохо говорит, и умолял Бога послать кого-нибудь другого. Иона убежал. Иеремия сказал, что он слишком молод.
Даже Иисус в Евангелиях уходит молиться в сад перед арестом, в поте «как капли крови», умоляя найти другой путь. Это тоже не уверенность.
Но вот отличие: в Коране прямо записано, как люди обвиняют Мухаммеда в безумии. Это значит, что это было серьёзной темой для обсуждения в обществе.
Напоследок
Так думал ли Мухаммед, что он болен? Да, без сомнения. Сначала он был парализован страхом. Он думал, что потерял рассудок или что его одолел пустынный дух. Если бы не его жена и её кузен, он мог бы остаться в той пещере, уверенный, что он проклят или болен.
Вместо этого ему сказали, что он избран. Так и начался ислам — не с огня с небес, а с испуганного человека, завернувшегося в одеяло и спрашивающего, не сходит ли он с ума.