Найти в Дзене
Телеканал ТБВ

«О нескучной молитве»

Если новообращенный христианин задается вопросом «как правильно молиться», разумеется, он первым делом направляется в Интернет, во-вторую очередь – за советом к священнику. Если и то и другое по каким-то причинам ему недоступно – приобретает книги на соответствующие темы в церковных лавках. Со временем молитва становится чем-то вроде рефлекса, и не всегда это хорошо – вместо живого разговора с Богом человек творит молитву из-за страха прогневать Всевышнего или просто потому, что «так надо». В Православии даже есть такой термин «вычитывание молитв». Это когда христианин механически тарабанит текст, не вникая в его содержание и не пропуская через свою душу. Те, кто осознают проблему, идут за советами к своим духовникам и наставникам. Но мало кто из них, как правило, рассказывает им о такой очень интересной молитвенной и, отчасти, психологической технике «Бог за тобой наблюдает».

В каком-то смысле, о ней же в свое время упоминал святой Феофан Затворник. В своем труде  «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», он пишет:

«Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов».

В другом месте он хлестко сравнивает непрестанное памятование о Господе с болячкой на теле, которая постоянно  ноет и напоминает о себе. Согласитесь, немногие из нас помнят о Боге 24/7. Но этому можно научиться. И помимо авторитетов, признанных и канонизированных Церковью, есть еще достаточно светская, отчасти психологическая техника, уходящая корнями в ранний иудаизм, о которой уже упоминалось выше.

Наверняка, Вы хотя бы раз в жизни из чисто культурологических соображений задавались вопросом: для чего религиозные евреи носят на голове маленькую круглую шапочку (кипу или, иначе, ермолку)?  Этому есть достаточно простое логичное объяснение – когда еврей постоянно ощущает свою голову покрытой, это не дает ему упустить из виду пристальный взгляд Всевышнего, направленный в его сторону. И это имеет далеко идущие последствия.

Ведь тот, кто находится перед лицом Божьим, вряд ли будет делать какие-то аморальные и противоправные поступки. Даже в тех обстоятельствах, когда он совершенно один, и его никто не может увидеть. «А как же Всевышний?» – говорит человеку его кипа. - «Он тебя видит, не забывай».

Со стороны недоброжелателей в адрес религии такая концепция, разумеется, подвергается насмешкам и критике. Психологи в один голос утверждают, что подобные мысли подобны вызыванию в памяти фантазии о контролирующем и наблюдающем родителе, что способно вызвать неврозы и панические расстройства. Однако на это есть ряд возражений. Все-таки Бог и земные родители – не совсем одно и тоже, хотя, как мы уже писали, на Его восприятие отношение с ними безусловно влияет. Но тем не менее, такая практика (непрестанное памятование о Боге), скорее, благотворно влияет на психику. «Да, а как же вступать в близкие отношения с супругой под взглядами Бога?» - вопрошают скептики. «А что здесь греховного? – отвечают раввины. – Зато многие другие проступки с кипой на голове уже не сделаешь. Или, по крайней мере, сто раз подумаешь, прежде чем сделать». Так что такой настрой к жизни скорее предупреждает неврозы, чем провоцирует их.

Иногда в Интернете можно встретить девиз, которым описывается эта техника, «Живи так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой». Здесь есть что-то, что несколько принижает статус Бога, делает Его своим парнем, который ходит с тобой по соседним улицам. Но, с другой стороны, именно таким Богом и позиционировал Себя Иисус Христос в Новом Завете, ведь Он отказался от всех Своих регалий, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Флп. 2:7-8).

А теперь пару слов, что же из себя представляет сама эта техника:

«Живи так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой...

...Воображать, что за вами наблюдает Бог — древняя духовная практика. Она изменяет всю жизнь человека. Как только вы вовлечётесь в игру: «за мной наблюдает Бог», — с вами непременно начнут происходить «тонкие» перемены.

Внезапно вы поймёте: есть вещи, которых вы теперь ну никак не можете сделать, хотя делали их раньше — не задумываясь.

Эти плохие вещи покажутся теперь просто абсурдными, глупыми — при сохранении условия «за мною наблюдает Бог».

И наоборот. Поступать по совести, творить добрые дела, даже подвиги, становится – легче. Опять же — именно потому что за вами наблюдает Бог, «болеет» невидимый, на трибуне.

Данная психотехника как будто бы создаёт новые условия для новой игры. Всю жизнь вы играли не в те игры, а теперь вот — играете «в ту Игру».

Скорее всего уже через неделю практики (при старании) вы начнёте что-то, доселе скрытое от вас — осознавать. Повторим, вы обязательно заметите: с вами начнут происходить «тонкие» перемены.

Как это будет выглядеть «внутренне», для вас, вы узнаете сами.

Внешне же это выглядит вот как: вы начнёте по-другому ходить, в вас появится больше изящества, больше изысканности ... что ли. И всё это потому, что «Бог наблюдает». Вы теперь не одни, не одиноки, никем не брошены, вы не «заброшены в этот мир». Вы осиянны непрекращающимся присутствием Божественного.

Когда кто-то за вами наблюдает, вы уже не можете (как раньше) оставаться в «летаргическом», полубессознательном состоянии.

Сидя в молчании, закройте глаза и почувствуйте, что божественное наблюдает за вами отовсюду».

Эта техника также может быть видом молитвы. Безмолвной. Потому что ваша память, все ваше существо оказывается обращено к Богу, причем на протяжении всего дня.

Нам было бы интересно узнать, слышали ли вы об этой технике, пробовали ли использовать и, если слышите впервые, хотели бы начать практиковать? Поделитесь в комментариях! И будьте благословенны!