Ну что ж, держитесь, дамы и господа: «Мою прекрасную няню» реанимируют.
Да-да, этот самый сериал, где влюблённая в босса женщина ходит по дому на каблуках, чтобы быть «удобной», «милой» и «достаточно смешной». Как будто мы просили. Как будто нам мало реалити-шоу с токсичными отношениями и новостей из Госдумы.
Возникает закономерный вопрос: а зачем? Серьёзно, кому понадобилось в 2025 году оживлять сюжет, в котором успех женщины зависит от того, насколько хорошо она умеет совмещать материнский инстинкт, внешность и покорность? Мы что, все коллективно застряли в 2004-м, где начальник — мечта, а начальница — ведьма?
Или это попытка вернуть нас к временам, когда «женская судьба» — это шутка с закадровым смехом, в которой одна говорит: «Он всё ещё не признался мне в любви», а другая утешает: «Зато ты хорошо готовишь борщ, терпи, Вика, терпи».
Хотим ли мы увидеть, как Вика в 45 всё ещё боится повысить голос, чтобы Шаталин не сбежал к очередной бледной актрисе? Хотим ли мы, чтобы наши дочери снова смотрели, как главная героиня стыдится своей «простоты», а не гордится своей смекалкой? Хотим ли мы, чтобы внутреннюю силу женщины опять перевели на язык самоиронии, самоотверженности и самопожертвования?
Если эти новые серии — просто повод ещё раз показать, как «добрая, простая баба» перевоспитывает богатого мужчину, который не просил — то у меня есть вопрос к авторам: а вы там, в сценарной, вообще в каком веке живёте?
Короче. Всё, хватит. Погнали разбирать, что не так было с сериалом тогда — и почему он, скорее всего, будет таким же сейчас.
Итак, что не так с сериалом «Моя прекрасная няня», или как нас приучали к мизогинии под хихиканье за кадром.
«Моя прекрасная няня». Наш отечественный ответ «The Nanny» с Фран Дрешер, только адаптированный под славянскую тоску, ценности 90-х и внезапную симпатию к сексизму, замаскированному под юмор. Вроде бы всё мило: обаятельная Вика, строгий, но справедливый Максим Шаталин, трое детей, буржуазная квартира и легкий флер «Золушки». Но если копнуть глубже (а я копаю в каждой серии как археолог феминистской боли), то этот сериал — не просто ностальгия. Это пособие по внутренней мизогинии, эмоциональной недооценке женщин и торжеству патриархальных ценностей в блестящих туфлях от Prada (на Марину Хлебникову не хватило — на тебе Галю Грачёву в костюме из Черкизона).
Начнем с Вики. Прекрасная, милая, бойкая — идеальная няня, если вы нанимаете сотрудника, чтобы он влюбился в босса и воспитал его детей, пока тот пытается осознать, что у него вообще есть чувства. Вика — это учебник по женской самоотверженности: всегда на подхвате, всегда веселая, всегда красивая, и, заметьте, всегда без личных границ. Её роман с Шаталиным — это когда тебя не уважают первые четыре сезона, но ты продолжаешь смеяться, потому что, ну, он же такой хороший, просто богатый, холодный, эмоционально недоступный и немножко мизогин.
Максим Шаталин — буквально киновоплощение фразы «она его переделала». То есть весь сериал держится на ожидании, когда взрослый, финансово обеспеченный мужчина соизволит признать, что у няни Вики есть душа, достоинство и право не быть запасным вариантом после всех его светских львиц. Его отношение к ней — это как если бы ты заказала в ресторане борщ, а тебе пять сезонов приносили салфетку с надписью «Подожди, повар занят карьерой и драматизмом».
А теперь угадайте, кто главный враг Вики? Другая женщина. Галя Грачёва. Карикатура на женщину, у которой, о ужас, есть амбиции и она носит деловой костюм. У неё цель — Шаталин. Она за него цепляется, строит козни, и конечно же проигрывает, ведь в мире «Прекрасной няни» побеждает та, кто добрее, проще, и с божьей помощью не претендует на повышение. И вот сидят девочки у экрана, смотрят и думают: ага, если ты весёлая и без претензий — тебя полюбят. А если с резюме и характером — тебя высмеют и отправят обратно в бухгалтерию.
А теперь немного про детей. Вика — мать-заменитель. Шаталин? Отцовская роль у него больше декоративная: пришёл, послушал пианино, похвалил, ушёл. Основной воспитательный фронт, как водится, — на женщине. И вуаля: снова перед нами идеализированная схема, где мужчина — награда, женщина — работяга, а дети — поле её эмоционального труда. Всё как в методичке Домострой.
Финал? Он её, конечно, полюбил. Потому что… привык. Потому что ближе нет. Потому что сценаристы устали. Потому что если ты долго и весело работаешь на богатого мужика, рано или поздно он заметит, что ты, оказывается, человек.
Словом, «Моя прекрасная няня» — это не просто сериал. Это 173 серии, где женщина доказывает, что она достойна любви. А не проще ли — один раз полюбить себя и уволиться?
В этом сериале прекрасно лишь одно — актеры! К сожалению, няни Вики, Анастасии Заворотнюк, больше нет с нами. Сможет ли Олеся Иванченко попасть в зрительские сердечки так же метко? Возможно. Но вот в чем я точно сомневаюсь, так это в том, что в сценаристы смогут превзойти себя и написать что-то, что я потом смогу показать дочери.
А вам как идея переснять «Мою прекрасную няню»?