Очень хочется поговорить про наши внутренние дела – тут целый пласт тем для размышления. Но, увы, в мире происходят события, которые неизбежно приведут к глобальным переменам. Если, мир, конечно, сохранится. Речь, безусловно, о конфликте, развязанном Израилем и США против Ирана. И самый первый вывод, который следует сделать из него – об абсолютном недоверии к так называемым партнёрам по переговорам, особенно к тем, что приезжают с западной стороны. Судите сами. Помните такого персонажа – главу Госдепа Джона Керри, обнаружившего у себя какие-то гены нашего Ивана Васильевича Грозного? Потом он ещё на костылях прыгал, сломав ногу. На этих костылях он вёл переговоры с Ираном при участии России и Китая по ядерной сделке. Немало часов в переговорной комнате провёл наш Сергей Лавров. Наконец договорённость была достигнута, документы подписаны, и Иран обязался сократить до минимума свою ядерную программу в ответ на снятие санкций. А что же было дальше?
А дальше в Белом доме нарисовался рыжий Дональд, который в одночасье в 2018 году разорвал сделку, заявив, что она не отвечает интересам Америки. Самое смешное – в том, что разработки в области атомной энергии в Иране в 1950-е начались с помощью США. Тогда, при шахе Пехлеви, американцев ничего не смущало. В 1959 году из Багдада в дружественный США Тегеран перевели ядерный учебный центр. На его основе был основан Тегеранский ядерный научный центр. Дальше всё шло по нарастающей, пока в Иране не произошла исламская революция. И тут Соединённые Штаты переклинило – ну, ещё бы, лишиться иранской нефти, которую они привыкли качать едва ли не задарма! А логистика, а мировые торговые пути, проходящие через Иран, значат для американцев не меньше, чем нефть. В общем, всякой дружбе настал конец, и с тех пор Иран стал одним из главных врагов Америки.
Ядерная сделка, работа над которой шла несколько лет, при Трампе была выброшена на помойку. Это, так сказать, эпизод первый – на предмет недоверия. Эпизод второй. В самом начале агрессии Израиля Путин позвонил ушастому Нетаньяху и болтливому Трампу. Они пообещали не бить по Бушеру, где работают наши спецы. Соврали, пакостники. Удары были нанесены, правда, часть наших специалистов уже была вывезена. Ну, и как можно им хоть немного верить? Да никак нельзя, потому что они как истинные хозяева своих слов с утра их дают, а к вечеру берут обратно. Ну, и второй вывод, который следует из всей линии поведения западных стран. Мир вступает в эпоху, когда мечта о международном праве окончательно растворилась в тумане небытия. Запад на примере Израиля публично утверждает новую мораль: прав тот, кто побеждает. В этом новом мире терпеливые и сдержанные выглядят проигравшими, а напоминания о справедливости звучат смешно и наивно. Произошло глобальное изменение правил игры, игнорировать которое Россия может только на свой страх и риск. А вообще-то оставаться джентльменами в мире моральных уродов невозможно – тебя просто сожрут.
КУПИРОВАТЬ БОЛЕЗНЬ
Все эксперты и политологи бросились рассуждать на тему, кто кому больше нужен и кто кого использует – Израиль Америку или наоборот. Прочитав немало статей, где сквозит эта тема, пришла к убеждению – два громилы нашли друг друга, их интересы практически совпадают по всем позициям. И дело вовсе не в ядерной программе Ирана – это сопутствующее направление. Израилю нужно уничтожить самого сильного соперника, способного контролировать Ближний Восток Американцы мечтают о том же самом, ведь тогда почти весь мир (хотя почему «почти») будет лежать у их ног. А ещё Китай, Китай, который вырывается вперёд в экономической гонке, оставляя штатовцев лицезреть свою мускулистую спину.
Опять же КНР с каждым годом всё больше усиливает сотрудничество с Ираном. Тегеран передаёт азиатскому партнёру нефть и газ, которые ему так необходимы. Пекин заваливает иранский рынок своими товарами, которые занимают ниши ушедших западных брендов, а также вкладывает в иранскую экономику и инфраструктуру 400 млрд долларов в ближайшие 25 лет. Кроме того, идёт обмен технологиями. К примеру, Китай может передавать Ирану израильские технологии, потому и Иран, и Китай для Америки являются главными геополитическими противниками.
Сигналом для американцев, что пора действовать, стал запуск железной дороги, которая соединяет два государства. Он произошёл за две недели до атаки Израиля. В Иран прибыл поезд из Китая, показав тем самым готовность транспортного коридора, который лежит вне досягаемости западных стран. Более того, этот коридор имеет разветвления на разные маршруты, каждый из которых несёт колоссальный потенциал для экономического развития стран, которые к нему подсоединены. Иран и Китай получают огромный толчок к развитию благодаря взаимовыгодной торговле. Как же это пережить США, у которых торговый баланс с Китаем и так далеко не в их пользу. Сначала перенесли свои производства в Китай в погоне за сверхприбылями, а теперь локти кусают. А также пытаются притормозить набравший ход локомотив, скручивая, как чеховский злоумышленник, гайки с рельсов и полбрасывая на пути железные болванки.
Америка в прошлом уже устраивала войны, чтобы ослабить ту или иную страну (русско-украинский конфликт, чтобы ослабить Россию). Также устраивала прямые диверсии с той же целью – подрыв газопроводов в Балтийском море, чтобы ослабить ЕС и вытеснить Россию с европейского рынка газа. Поэтому атака на Иран, чтобы не допустить подъёма исламской республики и Китая, вполне вписывается в логику американской внешней политики. Да там и вписывать ничего не надо, на этом стояла, стоит и какое-то время ещё будет стоять американская власть.
В США живёт философ с мировым именем, еврей по национальности Ноам Хомский. Фанатичный сионист спрашивает Хомского, считает ли он, что наличие у Ирана ядерной программы является экзистенциальной угрозой. Хомский отвечает: «Нет, экзистенциальные угрозы региону и человечеству – это Израиль и США. Сначала был Ирак, потом Ливия, потом Сирия, это бесконечная череда агрессии, которая не закончится Ираном. После Ирана будет Турция, потом Египет, потом Алжир, потом Пакистан, и всё дальше и дальше по дороге. Эта болезнь уничтожит весь мир. Лучше купировать эту болезнь, в корне, сразу, всю». Понятное дело – философ, зрит в самый корень.
МИМО «НОБЕЛЕВКИ»
Многие наши блогеры, включая приползших с незалежной знатоков всего и вся, начали приводить нам в пример решимость Израиля и США идти до конца, невзирая ни на потери гражданского населения, ни на осуждение мирового общественного мнения. А оно таки их осуждает. Но что же тогда получается? Значит, с одной стороны мы будем их гневно обличать за бесчеловечные методы, а с другой – идти по проторённой ими дорожке?! Не кажется ли вам, что это отдаёт шизофренией, ибо две разнонаправленные категории в одной голове – это она, родимая, и есть.
Что произошло с ядерными объектами Ирана после нападения американцев, пока оценить трудно. С оценками лучше подождать. Но вот доподлинно известно, что перед ударом США по ядерному объекту Фордо в районе комплекса была зафиксирована активность – спутниковые снимки от 19 июня показывают скопление около 16 грузовиков у въезда. Иранские источники сообщили, что большая часть высокообогащённого урана была заранее вывезена в другое защищённое хранилище. Также сообщается, что количество персонала на объекте было сведено к минимуму – операция по эвакуации проводилась в обстановке строгой секретности. Снимки и сообщения подтверждают, что основной удар пришёлся по уже освобождённым помещениям, что ставит под сомнение заявления США о полном уничтожении комплекса. В Организации по атомной энергии страны подчеркнули, что не намерены останавливать развитие ядерной отрасли..
В Иране не зафиксировали утечек радиоактивных материалов после атаки США, эту информацию подтвердило МАГАТЭ. Эта МАГАТЭ вообще сплошное недоразумение, три года организация не могла определить, откуда прилетают снаряды на Запорожскую АЭС. Их специалисты, находившиеся на станции, из раза в раз плели что-то невнятное. А теперь их шеф Гросси стал таким миролюбивым и предложил иранцам сесть за стол переговоров во избежание дальнейшей эскалации. Ответ от нашей страны пришёл незамедлительно. Представитель МИДа язвительная Мария Захарова написала: «В стол переговоров сегодня попали ракеты. Сложно было не разглядеть, откуда они прилетели».
Не остался в стороне и наш главный специалист по коммуникациям с Западом Дмитрий Медведев. Он написал: «Чего добились американцы своим ночным ударом по трём точкам в Иране? 1. Критическая инфраструктура ядерного цикла, судя по всему, не пострадала или пострадала незначительно. 2. Обогащение ядерных материалов, а теперь можно прямо сказать – и будущее производство ЯО – будет продолжено. 3. Ряд стран готов напрямую поставить Ирану свой ядерный боекомплект. 4. Израиль под ударом, гремят взрывы, люди в панике. 5. США втянуты в новый конфликт с перспективой наземной операции. 6. Политический режим Ирана сохранён, причём с высокой степенью вероятности он стал сильнее. 7. Народ консолидируется вокруг духовного руководства, причём даже тот, который ему не симпатизировал. 8. Трамп, пришедший как президент-миротворец, начал новую войну для США. 9. Абсолютное большинство стран мира против действий Израиля и США. 10. С такими успехами не видать Трампу Нобелевской премии мира, несмотря на всю продажность этой номинации. Хорошее начало, поздравляю, г-н президент!»
Остаётся только присоединиться к этим поздравлениям.
ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА
Теперь перейдём к нашим палестинам. Конфликт на Украине и война между Израилем и Ираном – не отдельные кризисы, а этапы системного распада однополярного порядка. Это понимает наш президент, понимают и некоторые умные люди в Америке. Так, американский журналист Томаз Фази пишет: «Мир недостижим, пока Вашингтон и его союзники не откажутся от гегемонистской доктрины». Жаль, до этого ещё очень далеко. Впрочем, иногда события так ускоряются, что геополитическая картина мира меняется в мгновение ока. Пример тому – Беловежские соглашения о распаде СССР, подписанные тремя собутыльниками. Сегодня США взяли на себе непомерные обязательства, на которые у них не хватает ресурсов. И, несмотря на имеющиеся противоречия между странами, треугольник Китай-Иран-Россия должен действовать сообща – во имя общей стратегической цели: демонтажа американского имперского владычества.
О том, что главная цель американцев в Иране вовсе не ядерные объекты, а Китай, говорил и британско-пакистанский писатель, историк, публицист Тарик Али. Он считает, что «США хотели бы выступать силой, которая решает, кому продаётся энергия — и на каких условиях. Это часть их грандиозного плана окружить Китай и взять его в осаду... Они встревожены развитием Китая как крупной экономической державы и хотят взять его под контроль. Поэтому, как мне кажется, угрозы Ирану связаны скорее с этим, чем с чем-либо иным».
Что в таком случае остаётся делать трём странам, которым поодиночке справиться с агрессивной Америкой сложновато. Объединяться и выступать единым фронтов. Конечно, не имеется в виду непосредственное участие в конфликте вооружённых сил КНР и РФ. Россия и Китай наверняка ответят – могут поставить Ирану оружие, снабдить разведданными и, возможно, взять его под свой ядерный зонтик в качестве сдерживающего фактора. Сам Иран уже предпринял меры, пригрозив перекрыть Ормузский пролив, что сильно напрягло американцев. Для них это катастрофа.
Оба конфликта – в Иране и на Украине – тесно взаимосвязаны между собой. И там, и там Америка борется за своё безусловное, единоличное лидерство в мире. Мир недостижим, пока Вашингтон и его союзники не откажутся от гегемонистской доктрины, которая не допускает соперников. И, увы, до тех пор единственным механизмом изменения сложившегося миропорядка будет оставаться война. Дональд Трамп, хочет он этого или нет, рискует оказаться не миротворцем, а, наоборот, президентом, который, унаследовав войну, лишь подлил масла в её огонь.
В понедельник министр иностранных дел Ирана встречался с Владимиром Путиным. Что было на этой встрече, узнаем позднее – не по словам, а по делам.
Вера ГЛАДЫШЕВА