Найти в Дзене
Честные Числа

Электронный документооборот и интеграция с ФНС в 2025 году — что изменилось и почему без ЭДО теперь никак

Оглавление

С 2025 года в России продолжается налоговая цифровизация, и бизнесу нужно к ней адаптироваться. Бумажные документы стремительно уходят в прошлое: налоговая служба нацелена на перевод 100% документооборота в электронный формат.

Это значит, что бухгалтерия, первичка, счета — все должно передаваться через операторов электронного документооборота (ЭДО). Рассказываем, что поменялось, какие риски появились и как не попасть на штрафы.

Квитанции больше не нужны

Раньше, до февраля 2025 года, при получении электронного документа от контрагента компания была обязана отправить квитанцию о получении. Теперь все проще: документ считается полученным через 6 рабочих дней после отправки, даже если получатель ничего не подтвердил. Это снимает лишнюю нагрузку с бухгалтера и ускоряет документооборот.

Новый список товаров, для которых ЭДО обязателен

С 1 марта 2025 года обязательный ЭДО распространяется на новые товарные группы:

  • пиво и слабоалкогольные напитки в кегах;
  • велосипеды;
  • технические средства реабилитации (трости, костыли, протезы и т. д.).

Если вы производите, закупаете или продаете эти товары, бумажных накладных больше не будет — только электронные документы через оператора ЭДО.

Электронный счет на оплату

С 2025 года компании и ИП могут отправлять счет на оплату в электронном формате — как по требованию налоговой инспекции, так и между собой. Это удобно: не нужно сканировать бумажные бланки, достаточно выставить счет в системе, и он сразу считается корректным юридическим документом.

Только новый формат УПД

С 1 апреля 2025 года действует только формат 5.03 для универсального передаточного документа (УПД). Старый формат 5.01 признан устаревшим. Нововведение важно, потому что:

  • в названии файла теперь должен быть идентификатор: N2 для прослеживаемых товаров, N3 — для маркированных;
  • это дает возможность в одном документе объединять разные товарные группы.

Также в счетах-фактурах теперь обязательно указывать, на основании какого документа была отгрузка: это может быть товарная накладная, акт или УПД.

Ошибка в формате — штраф

ФНС напоминает: нельзя отправлять документы в zip-архивах, особенно если вас проверяет налоговая. Каждый файл должен быть отдельным документом. Нарушение формата грозит:

  • отказом в приеме документов;
  • штрафами за непредставление документации.

То есть, если бухгалтер "упакует" весь архив УПД и загрузит как один файл — ФНС может признать, что документы не представлены вовсе.

Электронный документооборот — это уже не выбор

До недавнего времени многие ИП и даже компании считали ЭДО чем-то факультативным. Но в 2025 году становится очевидно: ФНС двигает бизнес к полному отказу от бумаги. Все должно быть:

  • в электронном виде;
  • через аккредитованного оператора ЭДО;
  • в требуемом формате, с соблюдением всех атрибутов и реквизитов.

Да, это требует внимания и правильной настройки бизнес-процессов. Но, с другой стороны, это сокращает количество ошибок, автоматизирует учет и ускоряет взаиморасчеты.

Как не запутаться в новых правилах?

Если вы — ИП или владелец ООО, не обязательно разбираться в каждой строчке обновленного налогового законодательства. Бухгалтеры сервиса «Честные числа» следят за всеми изменениями в режиме реального времени и берут на себя:

  • ведение бухгалтерии (ИП и ООО);
  • электронную отчетность в ФНС, Росстат, СФР;
  • восстановление учета за любой период;
  • налоговое планирование и оптимизацию;
  • регистрацию бизнеса и внесение изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • а также оформление первичных документов и внедрение управленческого учета.

Независимо от сферы вашего бизнеса — от автозапчастей и интернет-магазинов до салонов красоты и частных детсадов — команда «Честных чисел» знает, как навести порядок в учете и защитить вас от штрафов. Особенно в эпоху, когда бухгалтерия окончательно «уходит в цифру».

Цифровизация — не повод для паники, если рядом честные числа.