Автоматизация маркировки становится важной задачей для всех участников товарооборота — от производителей до розничных продавцов. Требования системы «Честный знак» расширяются, и подготовка к ним должна быть не формальной, а технологически выверенной. Ниже — обзор решений, примеров из практики и рекомендаций, которые помогут пройти путь от «ничего не настроено» до полноценного и эффективного процесса маркировки.
Ключевые решения для автоматизации маркировки
Платформа Mobile SMARTS позволяет автоматизировать работу с маркировкой на складах, при импорте, в розничном секторе, на производстве и в доставке. Система работает через терминалы сбора данных (ТСД), поддерживает большинство моделей принтеров и полностью совместима с российскими учётными системами, включая 1С. Обмен данными возможен как онлайн, так и в автономном режиме, с использованием кабеля, интернета или SIM-карт.
Решения на основе платформы Mobile SMARTS могут внедряться как готовый коробочный продукт, а могут быть дополнены под конкретные задачи Заказчика.
Магазин 15
Для розничных точек. Основные функции продукта:
- Приёмка, перемещение, списание, инвентаризация;
- Списание маркированного товара;
- Проверка входящей маркировки;
- Подмаркировка — возможность печатать дубликаты кодов маркировки (например, при упаковке в стрейч-плёнку).
Магазин 15 является самым бюджетным решением с возможностью печатать дубли кодов маркировки (КМ).
Склад 15
Для оптового сектора, импорта, производства и складов готовой продукции. Поддерживает:
- Типовые складские операции (приёмка, отгрузка, списание, работа с ячейками);
- Печать и нанесение кодов маркировки;
- Печать дубликатов кодов маркировки;
- Проверка принадлежности КМ юрлицу (если у компании несколько юрлиц, работающих с одним складом);
- Запросы в «Честный знак» о вводе кода в оборот и др.
Фабрика 15
Для производителей и импортеров. Включает весь цикл:
- Заказ кодов маркировки;
- Нанесение и печать (в том числе массовое);
- Проверка кодов маркировки;
- Ввод в оборот;
- Агрегация/разагрегация;
- Отгрузка с передачей данных в 1С и ЭДО.
Как это работает на практике: реальные кейсы
Маркировка на производственной линии
На линии ручной упаковки ТСД сканируют заводской штрихкод GTIN, принтер печатает соответствующий код маркировки (КМ), оператор наносит его и (по желанию) проверяет корректность сканированием. Используется мобильный принтер, но может применяться и стационарный.
Агрегация на складе
Сканируется транспортная коробка, после чего — все входящие в неё маркированные товары. Без сканирования кодов маркировки (КМ) агрегация невозможна, поэтому именно эта операция чаще всего автоматизируется в первую очередь.
Полный цикл маркировки
«Фабрика 15» позволяет провести марку через полный цикл. Как при одиночном нанесении, так и при массовом.
После запуска программы оператор:
- Заказывает нужное количество КМ через API «Честного знака»;
- Получает их во внутреннее хранилище сервера;
- Печатает марки на принтере и наносит на продукцию;
- Проверяет статус КМ и соотношение с товаром;
- Вводит коды маркировки в оборот;
- Агрегирует продукцию в коробки и паллеты;
- Отгружает, передавая информацию в учётную систему.
Система автоматически формирует отчёты о заказе, нанесении и вводе в оборот КМ. Все действия проходят с контролем корректности и повторной печатью при ошибке.
Эксперименты по маркировке
Компании, работающие с продукцией, планируемой к обязательной маркировке, могут пройти пилотный эксперимент. Это позволяет заранее протестировать весь процесс, задать вопросы и адаптировать бизнес-процессы до вступления правил в силу.
Вы получаете:
- Участие в проектно-экспертных и рабочих группах и совместное обсуждение ключевых документов по эксперименту;
- Бесплатное тестирование процесса маркировки на производстве силами интегратора (на время тестирования предоставляется оборудование);
- Бесплатные коды маркировки на время эксперимента;
- Встречи в онлайн-формате с представителями системы «Честный знак», презентации, ответы на вопросы;
- Поддержка от команды товарной группы.
Как попасть в эксперимент:
Любой производитель может поучаствовать в эксперименте для пилотных проектов. Для этого нужно лишь подать заявку на сайте «Честный знак».
- Найти нужную товарную категорию;
- Нажать «Стать участником эксперимента»;
- Заполнить форму и отправить на указанную почту.
После согласования даты, формата и сценария, на объект выезжает интегратор с оборудованием вместе с коллегами из ЦРПТ.
От участника эксперимента требуется только:
- Электронная подпись;
- Рабочее место (стол, розетка, интернет);
- Ответственные сотрудники с пониманием бизнес-процессов.
Что происходит во время эксперимента
Типовой сценарий эксперимента:
- Подготовка карточек товаров в национальном каталоге;
- Заказ и печать кодов;
- Нанесение на продукцию;
- Ввод марок ;в оборот;
- Агрегация (КМ в коробки, коробки в паллеты);
- Отгрузка и вывод кодом маркировки из оборота.
Возможны индивидуальные сценарии с учетом специфики конкретного предприятия. Также перед запуском эксперимента заранее обсуждается логика операций. Например:
- Какой принтер будет использоваться;
- Какие этикетки подойдут (от 10×10 мм до крупных форматов);
- Где физически проводить агрегацию (на линии или на складе) и др.
Все действия максимально приближены к реальным условиям — без абстракции и симуляций. Уровень подготовки отражает будущее состояние маркировки на производстве.
География и итоги проведённых экспериментов
За полгода компанией «СофтБаланс» было проведено 8 экспериментов в разных регионах России. Категории: радиоэлектроника, отопительные приборы, детские игрушки, полимерные трубы. Надо отметить, что опыт внедрения маркировки для каждой категории имеет свои нюансы и отличия. И на наш взгляд, задача предприятия, которому в дальнейшем предстоит работать с маркировкой, во время таких экспериментов — донести эти особенности работы в своей категории до сотрудников ЦРПТ, чтобы они учитывали это и могли что-то изменить до официально запуска маркировки.
В результате экспериментов:
- Крупный производитель электроники внедрил полный процесс маркировки в 1С ERP;
- Производителю с агрессивными климатическими условиями подобрали принтер и термоэтикетки, устойчивые к температурам;
- Небольшой импортер адаптировал процесс учёта под работу с маркированным товаром.
Во всех случаях участники получили ответы на свои вопросы, наглядно увидели процесс и подготовились к маркировке с учётом особенностей их бизнеса.
Взаимодействие участников эксперимента
Производитель\импортер
- Готовят описание нескольких единиц продукции в национальном каталоге;
- Организуют место для проведения эксперимента;
- Привлекает на эксперимент заинтересованных сотрудников.
ЦРПТ
- Дают ответы на вопросы касательно нюансов маркировки именно в этой категории, с точки оператора маркировки;
- Собирают обратную связь от участников оборота, чтобы в дальнейшем учесть ее при формировании итоговых требований к маркировке в категории.
Интегратор («СофтБаланс»)
- Техническая реализация эксперимента;
- Делится особенностями работы с маркировкой в конфигурациях 1С;
- Дает рекомендации по выбору оборудования и программного обеспечения для работы с маркировкой;
- Подготавливает предложения по внедрению маркировки на предприятии с учетом индивидуальных особенностей.
А если эксперимент уже завершён?
Если категория уже прошла пилотирование или вы не успели попасть в официальный эксперимент, можно провести тестовый запуск своими силами — совместно с интегратором. Такой проект будет платным, но включает весь спектр поддержки:
- Оборудование, ПО, сценарий под специфику предприятия;
- Тестовая отгрузка и печать;
- Консультации по 1С и работе с маркировкой;
- Помощь в выборе оборудования и внедрении.
Проект реализуется в сжатые сроки и без привязки к ограничениям по времени или квотам ЦРПТ. Маркировка — не повод для паники, если подойти к ней системно. Проверенные решения, индивидуальные эксперименты и опыт реальных кейсов показывают, что к любым требованиям можно подготовиться заранее. Важно выстроить процессы, подобрать подходящие инструменты и обучить сотрудников. Всё остальное — дело техники.