«Ходють к своим психологам и напридумали себе этих самых эмоций»!
Такая перспектива объясняет, почему переживания эмоций кажутся столь разными и индивидуализированными, несмотря на попытки классифицировать их как универсальные состояния. В этой модели эмоции не являются «вещами внутри» (внутренними сущностями), а представляют собой *значения*, которые придаются телесным ощущениям в определённых контекстах. Это делает эмоции подобными другим психологическим явлениям — восприятию объектов, социальных ролей, намерений — которые также представляют собой концептуализированные переживания. Категоризация, в её современном понимании, — это не просто акт сопоставления воспринимаемой информации с заранее определённым шаблоном. Вместо этого это процесс *конструирования значения*, который зависит от контекста, целей, культуры, прошлого опыта и языка. Люди не просто «узнают» эмоции — они создают их в моменте. Как мы покажем далее, многочисленные эмпирические данные из когнитивной науки и социальной психологии подтверждают, что эмоции возникают именно как результат акта концептуализации.
Из статьи "Решение парадокса эмоций: категоризация и переживание эмоций", 2006, Лиза Фельдман Барретт
Сразу три важные вещи про эмоции - первая - никаких настоящих-на-самом-деле-ты-сейчас-чувствуешь эмоций там внутри нет, а есть акт конструирования -
эмоции не существуют как фиксированные сущности, которые "случаются" с нами. Напротив, они создаются нами — посредством категоризации текущего аффективного состояния как «гнева», «печали» или «страха», с учётом контекста, языка и культурных ожиданий.
Во вторых - никто там в мозгу ни за что конкретно не отвечает -
Традиционные модели эмоций предсказывали наличие специфических «центров» — например, «центр страха» в миндалине. Однако более современные данные исследований мозга демонстрируют, что одна и та же мозговая область может быть активна при различных эмоциях, и, наоборот, одна и та же эмоция может вызывать активацию разных участков мозга в зависимости от контекста. Так, миндалина (amygdala), которая долгое время считалась «центром страха», на деле реагирует на новизну, значимость, модулирует внимание и участвует в обработке как негативных, так и позитивных стимулов. То есть она не является уникальной для страха, а функционирует как более общий регулятор значимости и аффективного отклика. Аналогично, островковая кора (insula), префронтальная кора и другие области мозга участвуют в разнообразных эмоциональных и когнитивных функциях, а не в строго определённых «эмоциях».
ну и в третьих - вот тут вон чего почти (как обычно) доказали -
анализ репрезентативной для всей страны выборки США, отслеживаемой в течение 12 лет по причинам смертности, выявил значимые связи между более высокими уровнями подавления эмоций и смертностью от всех причин.
Отсюда - "Emotion Suppression and Mortality Risk Over a 12-Year Followup"
Benjamin P. Chapman, Kevin Fiscella, Ichiro Kawachi,
Paul Duberstein, and Peter Muennig.
Оба файла со статьями следующим постом.