Каждый родитель знает, что такое детская истерика. Эмоции у детей дошкольного возраста проявляются очень ярко: они заливисто хохочут, громко плачут и бурно протестуют. Можно ли научиться управлять детскими эмоциями так, чтобы избавиться от истерик и неприятных ситуаций? Об этом речь пойдет в нашей новой статье.
Почему детские истерики — это норма
Педагог, дипломированный монтессори-гид Юрий Филев рассказывает об эмоциональности ребенка следующее:
— Основная причина повышенной детской эмоциональности кроется в недоразвитии коры больших полушарий (мыслительные процессы). При этом подкорковые центры мозга (чувственное восприятие и эмоции) в детском возрасте полностью развиты. Чем младше ребенок, тем острее он чувствует, а внимание и мыслительные процессы носят слабо выраженный и непостоянный характер.
Итак, по мере развития коры больших полушарий впечатления ребенка подвергаются мыслительной обработке, и ребенок перестает устраивать истерики. Примерно к 7 годам эмоциональные бури сходят на нет.
В дошкольном возрасте детские истерики — способ сбросить напряжение. Чаще всего такое поведение является следствием физической или психической усталости. Поводов для детской истерики может быть много:
- неудовлетворенная потребность;
- физический дискомфорт;
- недостаток внимания;
- проявление индивидуальности.
Однако на фоне усталости и перевозбуждения все эти причины легко вызовут истерику у ребенка. Когда волевая сфера практически не развита, малышу и без того сложно справиться со своими эмоциями, а в состоянии переутомления или болезни сделать это и вовсе нереально. К этому родителям нужно относиться с пониманием и не требовать от ребенка невозможного.
Как избежать детских истерик?
Зачастую детская истерика — результат стресса, и сама по себе представляет стрессовую ситуацию. Но в определенном возрасте родители начинают наблюдать истерики у ребенка практически каждый день. С чем это связано?
Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, и он пока еще не умеет бесконфликтно взаимодействовать с окружающими людьми, а договариваться и сотрудничать ему только предстоит учиться. С одной стороны, малыш уже хочет проявить себя как личность, а с другой — не знает, как это правильно сделать. И тут, что называется «нашла коса на камень».
Что делать, если детские истерики стали регулярными? Родителям нужно предпринять ряд действий, чтобы эмоции у детей не превращались в негативное торнадо, которое готово разрушить все на своем пути.
- Не допускайте переутомления. Разгрузите ребенка: поменьше занятий и побольше прогулок на свежем воздухе.
- Соблюдайте режим дня. Своевременный отход ко сну требует спокойного времяпровождения хотя бы за час до отбоя. В это время можно почитать, пообщаться или сделать легкий расслабляющий массаж.
- Уменьшайте количество запретов. Предоставляйте ребенку чуть больше свободы. Если ребенок привык слышать на все просьбы «нельзя», он будет протестовать. Чтобы малыш чувствовал себя значимым и самостоятельным, предоставляйте ему право выбора в тех случаях, когда это возможно.
- Больше беседуйте с ребенком. Объясняйте причины своих запретов и его реакций. Говорите ребенку, что его эмоции абсолютно нормальны, но есть правила, которые нельзя нарушать, потому что это приведет к плохим последствиям.
- Предлагайте альтернативу. Нужно продумать большой список альтернативных предложений, которые можно будет без раздумий озвучивать малышу, когда он готовится впасть в истерику, настаивая на своем. Наверняка в жизни ребенка есть немало удовольствий и развлечений, которые ему не навредят. Тактика замены запретного предмета на допустимый позволит предотвращать истерики и научит ребенка договариваться.
Как справиться с детской истерикой
Истерики у детей бывают двух типов: осознанные и аффективные.
Во время осознанной истерики ребенок пытается во что бы то ни стало добиться своего: игрушки, внимания, еды… Такая истерика — результат требования, которое не было удовлетворено. Ребенок способен себя контролировать, и, если желание его будет исполнено, тут же прекратит свой «спектакль».
У родителей есть два варианта реакции на такую попытку манипулировать:
- выполнить требование;
- полностью игнорировать раздражающее поведение.
Первый вариант кажется проще и сохраннее для нервной системы взрослых и самого ребенка, но он обернется тем, что ребенок возьмет за правило добиваться своего с помощью истерик и манипуляций. Второй вариант тяжелее, он требует моральных сил и способности спокойно и терпеливо объяснить свой отказ. Однако для правильного развития личности ребенка необходимо показать, что в жизни желаемого нужно добиваться не истериками, а трудом, осмысленными действиями, словесными убеждениями.
Что касается аффективной истерики, то она возникает вследствие сильных переживаний и негативных эмоций. Ребенок перестает контролировать себя и не может осмысливать свои поступки и уговоры родителей. Ругать или убеждать в чем-то в этот момент нет смысла. Но, к сожалению, такая ситуация часто триггерит родителей настолько, что они срываются на крик и даже могут ударить, чем еще больше усугубляют ситуацию. В состоянии полной неадекватности ребенок может нанести себе вред, поэтому его нельзя оставлять одного, и также недопустимо хладнокровно игнорировать такое состояние (как в случае с первым вариантом истерики).
У родителей есть два варианта вывести малыша из состояния аффекта:
- успокоить его с помощью тактильного контакта (обнять, погладить, покачать);
- если ребенок находится в таком буйном состоянии, что обнять его невозможно, нужно пытаться тихим и ласковым голосом убедить его, что все хорошо, что больше нет повода так переживать.
Задача родителя состоит в том, чтобы вывести ребенка из неадекватного состояния и утихомирить. Все разговоры и обсуждения нужно отложить до полного прекращения истерики. Объяснять что-то можно будет только тогда, когда у ребенка снова заработает способность мыслить.
Подчас родители сами не способны справляться со своими эмоциями, но в то же время требуют от малышей с незрелой нервной системой и неразвитым навыком самоконтроля вести себя выдержанно и спокойно. Истерики — нормальный этап развития человека. Не позволяйте им превращаться в инструмент манипулирования. Приучайте ребенка к хорошим манерам, подавайте пример вежливости и правильного поведения. Для закрепления правил поведения можно использовать тематические книжки или игрушки. Например, Жирафик Бонни от BertToys содержит специальный режим «Этикет». С этим режимом малыш лучше усвоит хорошие манеры и научится вести себя приемлемым образом. При просмотре мультфильмов обращайте внимание на поведение персонажей, объясняя ребенку, где они поступают хорошо, а где ведут себя недопустимым образом.
А как вы справляетесь с детскими истериками?