Найти в Дзене

Как управлять детскими эмоциями, чтобы избежать истерик и стрессов? Подсказки для родителей

Оглавление

Каждый родитель знает, что такое детская истерика. Эмоции у детей дошкольного возраста проявляются очень ярко: они заливисто хохочут, громко плачут и бурно протестуют. Можно ли научиться управлять детскими эмоциями так, чтобы избавиться от истерик и неприятных ситуаций? Об этом речь пойдет в нашей новой статье.

Почему детские истерики — это норма

Педагог, дипломированный монтессори-гид Юрий Филев рассказывает об эмоциональности ребенка следующее:

— Основная причина повышенной детской эмоциональности кроется в недоразвитии коры больших полушарий (мыслительные процессы). При этом подкорковые центры мозга (чувственное восприятие и эмоции) в детском возрасте полностью развиты. Чем младше ребенок, тем острее он чувствует, а внимание и мыслительные процессы носят слабо выраженный и непостоянный характер.

Итак, по мере развития коры больших полушарий впечатления ребенка подвергаются мыслительной обработке, и ребенок перестает устраивать истерики. Примерно к 7 годам эмоциональные бури сходят на нет.

В дошкольном возрасте детские истерики — способ сбросить напряжение. Чаще всего такое поведение является следствием физической или психической усталости. Поводов для детской истерики может быть много:

  • неудовлетворенная потребность;
  • физический дискомфорт;
  • недостаток внимания;
  • проявление индивидуальности.

Однако на фоне усталости и перевозбуждения все эти причины легко вызовут истерику у ребенка. Когда волевая сфера практически не развита, малышу и без того сложно справиться со своими эмоциями, а в состоянии переутомления или болезни сделать это и вовсе нереально. К этому родителям нужно относиться с пониманием и не требовать от ребенка невозможного.

Как избежать детских истерик?

Зачастую детская истерика — результат стресса, и сама по себе представляет стрессовую ситуацию. Но в определенном возрасте родители начинают наблюдать истерики у ребенка практически каждый день. С чем это связано?

Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, и он пока еще не умеет бесконфликтно взаимодействовать с окружающими людьми, а договариваться и сотрудничать ему только предстоит учиться. С одной стороны, малыш уже хочет проявить себя как личность, а с другой — не знает, как это правильно сделать. И тут, что называется «нашла коса на камень».

Что делать, если детские истерики стали регулярными? Родителям нужно предпринять ряд действий, чтобы эмоции у детей не превращались в негативное торнадо, которое готово разрушить все на своем пути.

  1. Не допускайте переутомления. Разгрузите ребенка: поменьше занятий и побольше прогулок на свежем воздухе.
  2. Соблюдайте режим дня. Своевременный отход ко сну требует спокойного времяпровождения хотя бы за час до отбоя. В это время можно почитать, пообщаться или сделать легкий расслабляющий массаж.
  3. Уменьшайте количество запретов. Предоставляйте ребенку чуть больше свободы. Если ребенок привык слышать на все просьбы «нельзя», он будет протестовать. Чтобы малыш чувствовал себя значимым и самостоятельным, предоставляйте ему право выбора в тех случаях, когда это возможно.
  4. Больше беседуйте с ребенком. Объясняйте причины своих запретов и его реакций. Говорите ребенку, что его эмоции абсолютно нормальны, но есть правила, которые нельзя нарушать, потому что это приведет к плохим последствиям.
  5. Предлагайте альтернативу. Нужно продумать большой список альтернативных предложений, которые можно будет без раздумий озвучивать малышу, когда он готовится впасть в истерику, настаивая на своем. Наверняка в жизни ребенка есть немало удовольствий и развлечений, которые ему не навредят. Тактика замены запретного предмета на допустимый позволит предотвращать истерики и научит ребенка договариваться.

Как справиться с детской истерикой

Истерики у детей бывают двух типов: осознанные и аффективные.

Во время осознанной истерики ребенок пытается во что бы то ни стало добиться своего: игрушки, внимания, еды… Такая истерика — результат требования, которое не было удовлетворено. Ребенок способен себя контролировать, и, если желание его будет исполнено, тут же прекратит свой «спектакль».

У родителей есть два варианта реакции на такую попытку манипулировать:

  • выполнить требование;
  • полностью игнорировать раздражающее поведение.

Первый вариант кажется проще и сохраннее для нервной системы взрослых и самого ребенка, но он обернется тем, что ребенок возьмет за правило добиваться своего с помощью истерик и манипуляций. Второй вариант тяжелее, он требует моральных сил и способности спокойно и терпеливо объяснить свой отказ. Однако для правильного развития личности ребенка необходимо показать, что в жизни желаемого нужно добиваться не истериками, а трудом, осмысленными действиями, словесными убеждениями.

Что касается аффективной истерики, то она возникает вследствие сильных переживаний и негативных эмоций. Ребенок перестает контролировать себя и не может осмысливать свои поступки и уговоры родителей. Ругать или убеждать в чем-то в этот момент нет смысла. Но, к сожалению, такая ситуация часто триггерит родителей настолько, что они срываются на крик и даже могут ударить, чем еще больше усугубляют ситуацию. В состоянии полной неадекватности ребенок может нанести себе вред, поэтому его нельзя оставлять одного, и также недопустимо хладнокровно игнорировать такое состояние (как в случае с первым вариантом истерики).

У родителей есть два варианта вывести малыша из состояния аффекта:

  • успокоить его с помощью тактильного контакта (обнять, погладить, покачать);
  • если ребенок находится в таком буйном состоянии, что обнять его невозможно, нужно пытаться тихим и ласковым голосом убедить его, что все хорошо, что больше нет повода так переживать.

Задача родителя состоит в том, чтобы вывести ребенка из неадекватного состояния и утихомирить. Все разговоры и обсуждения нужно отложить до полного прекращения истерики. Объяснять что-то можно будет только тогда, когда у ребенка снова заработает способность мыслить.

Подчас родители сами не способны справляться со своими эмоциями, но в то же время требуют от малышей с незрелой нервной системой и неразвитым навыком самоконтроля вести себя выдержанно и спокойно. Истерики — нормальный этап развития человека. Не позволяйте им превращаться в инструмент манипулирования. Приучайте ребенка к хорошим манерам, подавайте пример вежливости и правильного поведения. Для закрепления правил поведения можно использовать тематические книжки или игрушки. Например, Жирафик Бонни от BertToys содержит специальный режим «Этикет». С этим режимом малыш лучше усвоит хорошие манеры и научится вести себя приемлемым образом. При просмотре мультфильмов обращайте внимание на поведение персонажей, объясняя ребенку, где они поступают хорошо, а где ведут себя недопустимым образом.

А как вы справляетесь с детскими истериками?