Найти в Дзене

К 80-летию Победы над Японией. Освобождение Сахалина и Курильских островов

Дворец японского губернатора в Тояхара. Ныне краеведческий музей Южно- Сахалинска.
Дворец японского губернатора в Тояхара. Ныне краеведческий музей Южно- Сахалинска.

Еще в период своего обучения на историко-филологическом факультете Южно-Сахалинского пединститута (1966 -1970 г.г.) при изучении курса «История Сахалинской области» познакомился с военными действиями советских войск по освобождению юга Сахалина и Курильских островов в 1945 году. В конце первого семестра сдавали экзамен по данной теме.Принимал экзамен Алексей Николаевич Рыжков, кандидат исторических наук. Половина группы выходила с экзамена с пятерками по теме. Но на экзамен пришел декан,посмотрел, и говорит. что-то у тебя.Александр Николаевич,одни отличники. Я сдавал во второй половине группы. Ответил на все вопросы,включая дополнительные. Александр Николаевич и говорит мне: сколько ты живешь на Сахалине? Я отвечаю - только полгода. Он мне и говори: чтобы знать историю Сахалина нужно прожить здесь всю жизнь. И поставил мне только четверку. Во второй половине группы,которая сдавала после меня, "отлично" получил только Николай Мочалов, который родился на Сахалине,в шахтерском поселке Мгачи и поступал после работы в шахте водителем электровоза. Остальные, как и я, выходили с экзамена с четверками.Потом мы тесно подружились с Александром Николаевичем,и вместе с Володей Буцевицким помогали ему собирать материал по топонимике Сахалинской области и Южно-Сахалинск . Собрали фотографии памятников советским воинам, павшим в боях за Сахалин и Курилы. И даже, совместно с другом, Владимиром Буцевицким, написали сценарий радиоспектакля для сахалинского радио, на тему действий пограничников во время освобождения Южного Сахалина. Одним словом расширили свои знания по истории Сахалина и Курильских островов.

И так, об освобождении Сахалина и Курильских островов с учетом новейших публикаций по данной теме.

По Ялтинскому соглашению о. Сахалин и Курилы должны были перейти под контроль СССР. Советским войскам предстоял разгром японских войск на Сахалине и Курильских островах силами 16 армии 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с кораблями и частями морской пехоты Северо-Тихоокеанской флотилии ТОФ. Южно-Сахалинская наступательная операция советских войск началась 11 августа 1945 года против вражеской группировки - 88 пехотной дивизии, частей пограничников, жандармерии и отрядов резервистов. Боевые действия начались с проникновения в укрепленные районы японцев сахалинских пограничников, хорошо знавших приграничную местность к югу от 50 параллели. Они выступали и проводниками воинских частей на незнакомой местности. В наступление перешли 70-я стрелковая дивизия, 2-я и 113 стрелковые бригады, отдельный Сахалинский стрелковый полк, 214-я танковая бригада, танковый полк и артиллерийская бригада 56 стрелкового корпуса под командованием генерал-майора А. А. Дьяконова С воздуха наступление поддерживалось 2-й авиационной дивизией.

11 августа советские части перешли в наступление. Японцы на 50 параллели создали сильный укрепрайон в районе населенного пункта Катон. (Победино). Войска 56 стрелковой дивизии 16 армии предприняли штурм укрепрайона с двух направлений – с севера, и обойдя укрепрайон, с юга. К 13 августа укрепрайон был взят советскими войсками. Развернулось наступление в южном направлении на порт Найро (Гастелло), который был взят 21 августа, и далее на Мототамари (Восточный), который взяли 23 августа. Как видим, наступление развивалось стремительно, вдоль железной дороги на Тояхара.

На пятый день войны, 14 августа Василевский отдал распоряжение командующему 2-м Дальневосточным фронтом Пуркаеву и командующему Тихоокеанским флотом Юмашеву подготовить и провести имеющимися на Камчатке силами, не дожидаясь подкреплений, Курильскую десантную операцию с целью занять северную часть Курильских островов. Силы на Камчатке в тот момент были небольшими: соединения и части Камчатского оборонительного района (КОР) во главе с генерал-майором Алексеем Романовичем Гнечко и Петропавловской военно-морской базы (ПВМБ), которой командовал капитан первого ранга Д. Г. Понамарев. Именно им Пуркаев приказал, «используя благоприятную обстановку, занять острова Шумшу, Парамушир, Онекотан, десантом полков 101 стрелковой дивизии и морской пехоты, дислоцированной на ПВМБ. Для переброски задействовать все корабли и пласредства базы, суда торгового флота и пограничных войск, самолеты 128 –й авиадивизии».

16 августа в японском тылу, в порту Торо (Шахтерск) был высажен морской десант. Сторожевой корабль «Зарница», четыре тральщика, два транспорта, шесть сторожевых и 19 торпедных катеров доставили в порт Торо 365 отдельный батальон морской пехоты и один батальон 113 стрелковой бригады. Десантники тут же вступили в ожесточенную схватку с противником. К утру следующего дня был взят портовый город Эсутору (Углегорск), затем город Маока (Холмск). Японцы, неся потери, отступили вглубь острова. Десантники перекрыли дороги, ведущие к укрепленному району вдоль западного побережья Сахалина.

Сразу после согласия Японии на капитуляцию в Вашингтоне разработали военные условия, которые были изложены в президентском приказе генералу Макартуру. В нем, в частности указывалось, кому должны сдаваться японские войска на различных театрах боевых действий Приказ был направлен Сталину 15 августа.

В нем говорилось, что японские силы в Индокитае, севернее 16 градуса с.ш. должны сдаться генералиссимусу Чан Кайши. Силы, находящиеся в пределах Маньчжурии, Корее, севернее 38 градуса с.ш. и на Карафуто (Сахалине), должны сдаться главнокомандующему советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке (Василевскому).

На Курильских островах, отходивших к СССР согласно ялтинского протокола, - по умолчанию- капитуляцию японцев должна была принимать американская сторона. И дело было не в «забывчивости». На исключении Курил настаивало американское оперативное управление ОКНШ, которое добивалось хотя бы части Курильских островов, в том числе для создания там авиабазы. Госсекретарь США Бирнс возражал, считая, что «мы обещали передать Курилы русским и не можем отказаться от своего обещания». Но в конечном счете верх взяли военные, Трумен подписал приказ. В нем предписывалось советским войскам в условиях безоговорочной капитуляции Японии прекратить наступательные операции. В ответе начальник Генштаба СССР Антонов попросил передать в ОКНШ, что такой приказ советским войскам может отдать только Главком советских войск на Дальнем Востоке. В Москве не считали войну законченной.

Изучив письмо Трумена с приказом Маккартура, в Кремле, конечно же, заметили отсутствие в нем Курильских островов. Сталин в своем ответе от 16 августа предложил исправить это положение, при чем сделал это изощренно, предприняв еще одну попытку поглубже внедриться в японские дела. Во-первых, он не упустил случая уточнить ялтинскую формулировку «Курильские острова», подчеркнув, что речь идет обо «всех Курильских островах». Во-вторых, он четко отделил эти острова от «собственно японской территории». При этом Сталин сделал запрос на принятие советскими войсками капитуляции не только на Курилах (о которых Трумен пытался забыть), но и на Сверном Хоккайдо, о чем раньше даже не было разговора.

В ночь на 18 августа Сталин позвонил Василевскому и, заметив, что американцы начинают мудрить в вопросе о Курилах», приказал срочно форсировать операцию по освобождению Южного Сахалина и всех Курил. Трумен ответил на послание Сталина относительно Курил и Северного Хоккайдо. Он согласился оставить Москве Курилы, но категорически возразил против высадки советских войск на Хоккайдо.

18 августа японское командование отдало приказ о капитуляции и поставило об этом в известность Василевского. Но и после того в различных районах Маньчжурии бои продолжались, а на Курильских островах и Сахалине борьба только разгоралась. Советское руководство предпочло поспешить. Успешное развитие военных действий в Маньчжурии, Корее и Южном Сахалине позволило практически приступить к операциям на островах и одновременно готовить крупную десантную операцию на Хоккайдо.

В Курильской десантной операции участвовали войска КОР и корабли ТФ. Операция была подготовлена в течение двух суток и началась в сложных погодных условиях. Первым островом Курильской гряды, куда высадились три роты морской пехоты, был Шумшу, расположенный в 6,5 милях от южного побережья Камчатки. Остров был неплохо укреплен: противотанковые рвы, доты, дзоты, артиллерийские площадки, пулеметные точки. Шумшу, Парамушир, Онекотан, Шиошкотан обороняла 91-я японская пехотная дивизия.. Остров Матуа- 41 отдельный стрелковый полк, 129 отдельная бригада обороняла о. Уруп, и 89-я пехотная дивизия – острова Итуруп, Кунашир, Малую Курильскую гряду. Северной группой японских войск командовал генерал Цуцуми Фугаса. Курилы защищал 5-й японский флот и свыше 50 тыс. солдат и офицеров.

По мере высадки полков 101-й дивизии противник терял позиции одну за другой. Бои за Шумшу были решающими. В течение пяти дней Шумшу будет упорно обороняться.

18-19 августа после упорных боев с превосходящим наши силы противником его сопротивление было сломлено. 23 августа гарнизон Шумшу капитулировал. В плен попало 12 тыс. человек.

22-28 августа советские войска высадились на других островах северной Курильской гряды. 23-августа -1 сентября были заняты острова южной гряды. На Курилах морские десанты закончили прием сдавшихся в плен японцев лишь в последний день августа.

Сталин требовал скорейшего завершения освобождения Южного Сахалина и в порту Отомари (Корсаков) сосредоточить десантную технику. И Сталин пока не нажимал на тормоза относительно Хоккайдо и Василевский отдал приказ о подготовке десантной операции. 19 августа в дополнение к этому приказу Василевский прислал еще один приказ, в котором потребовал «в кратчайшие сроки освободить южную часть Сахалина и сосредоточить в портах Маока и Отомари (Корсаков) десантные части и боевую технику. Не позднее 21 августа приступить к погрузке 87-го стрелкового корпуса с техническими войсками».

К 20 августа Советские войска уже занимали территорию, которая превосходила освобожденные им регионы Европы, и продолжали идти вперед. На Сахалине сопротивление японских войск длилось до 25-26 августа. Именно в эти дни была взята столица южного Сахалина Тояхара, что в переводе с японского означало «город в солнечной долине». (Ныне Южно- Сахалинск) и Отомари (Корсаков) Было взято в плен в ходе Южно- Сахалинской наступательной 18 320 японских солдат и офицеров.

Трумен бесцеремонно, в своем послании, запросил согласие Сталина на базирование авиации США на одном из Курильских островов. Кроме этого Трумен отказывал предоставить возможность советским войскам принять капитуляцию японцев на Хоккайдо. Сталин и Молотов с возмущением восприняли этот отказ Трумена. Но поразмыслив, приняли решение проглотить эту горькую пилюлю и отменили, по сути, уже запущенную десантную операцию на Хоккайдо. 22 августа в 17:00 шифровкой № 677 в адрес адмиралов Кузнецова и Юмашева, главком Василевский приказал: 1. «От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться впредь до особых указаний Ставки. Переброску 87-го СК на Сахалин продолжить».

Кремль жестко отклонили запрос президента Трумена по Курилам: «1. Я понимаю содержание вашего послания в том смысле, что вы отказываетесь удовлетворить просьбу СССР о включении северной половины о. Хоккайдо в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам. Должен сказать, что я и мои коллеги не ожидали от Вас такого ответа.

2. Что касается вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов…,то считаю своей обязанностью сказать по этому поводу следующее: Во-первых, должен напомнить, что такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав ни в Крыму, ни в Берлине,… Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории, и выражают готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую базу… В – третьих, так как в Вашем послании не излагается никаких мотивов требований о предоставлении постоянной базы, должен вам сказать чистосердечно, что ни я, ни мои коллеги не понимаем, ввиду каких обстоятельств могло возникнуть подобное требование к Советскому Союзу».

Реакция Трумена была весьма нервной. В мемуарах он напишет: «Моим первым порывом было не отвечать на это послание с его явно враждебным подтекстом. Тем не менее, я направил Сталину весьма примирительный ответ».

В отношении замечания Сталина по Хоккайдо, Трумен просто не заметил этот пункт. Но по Курилам вынужден был признать правомочность Сталина: «Представляется, что маршал Сталин прав в своем утверждении о том, что до сих пор не было с нашей стороны насчет авиабазы на Курилах…»

Сталин примирительно ответил Трумену: «Я согласен с тем, чтобы на советском аэродроме на одном из Курильских островов предоставить возможность посадки коммерческим самолетам. При этом советское правительство рассчитывает на взаимность со стороны США в отношении прав посадки коммерческих самолетов на американском аэродроме на одном из Алеутских островов…» После этого Трумен не стал возвращаться к этой теме.

Вооруженные силы СССР, по официальным советским данным, потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 36 тыс. 456 человек. В 18,6 ниже потерь Японии, которые составили 84 тыс. погибших. В плену СССР оказалось 594 тыс. офицеров и солдат, 148 японских генералов. СССР захватил огромные трофеи бывшей Квантунской армии, которые были переданы НОА Китая (КПК) – 3,7 тыс. орудий, минометов, 600 танков, 861 самолет, 1,2 тыс. пулеметов, почти 680 различных воинских складов.

2 сентября 1945 года на линкоре «Миссури» японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции. От Советского правительства акт подписал генерал-лейтенант К. Н. Деревянко - наш представитель при союзах войсках на Дальнем