Найти в Дзене

— Мне больная жена не нужна, - бросил женщину в лесу и уехал

Света пробиралась сквозь густой кустарник, обдирая в кровь руки и ноги, но боль была ничтожной по сравнению со страхом, который заполнял всё её существо. В какой-то момент Света обернулась назад и увидела горящие огоньки голодных глаз. Из последних сил она рванулась вперёд, но кто-то невидимый откинул её тело назад, туда, где горели эти голодные глаза.

Светлана чувствовала запах хищников, с каждой секундой он становился всё ближе. Ужас парализовал её, она хотела закричать, но из груди вырвался только хрип. Сразу несколько волков набросились на неё, но они не стали рвать её беспомощное тело, а трясли и громко просили:

— Светлана, очнитесь, откройте глаза, Светочка!

Она с трудом вынырнула из омута жутких сновидений и увидела над собой лицо соседки по палате. Мария Константиновна доброжелательно ей улыбнулась.

— Ну что, пришли в себя? Кошмары привиделись? Такое часто бывает после химиотерапии. Мне тоже такие ужасы снились, когда проходила первые курсы лечения. Сейчас немного адаптировалась.

Светлана с трудом села в кровати. Она чувствовала сильное головокружение и тошноту, а каждая клеточка тела ныла от сильнейшей боли.

— Наверное, я не выдержу. У меня только второй курс, но первый раз было намного легче.

Мария Константиновна засуетилась.

— Сейчас я вам водички дам. Вам надо больше пить.

Женщина наполнила стакан и подала Светлане.

— Конечно, лучше пить натуральные соки, они намного полезнее в данной ситуации.

Света немного отпила из стакана и поставила его на тумбочку.

— Муж должен сегодня приехать, я попрошу его купить мне соков. Знаете, Мария Константиновна, всё получилось спонтанно. Я не ожидала, что у меня выявят такую серьёзную болячку. Думала, что опять упал гемоглобин, у меня в детстве часто анемия была, врачи ещё удивлялись, откуда это напасть. Меня же родители буквально пичкали фруктами и всякой калорийной вкуснятиной, а я всё равно была на призрак похожа.

Мария Константиновна с видом знатока заметила:

— Такие случаи не редкость, а во всём виновата генетика.

— Что вы, у нас в роду все здоровяками были, ни у кого из предков не было гипертонии или онкологии! А все дедушки и бабушки больше девяноста лет прожили.

— Просто, Светочка, ваши родственники не имели возможности пройти тщательное обследование. Если не ошибаюсь, вы родом из деревни?

— Почти угадали. Посёлок Юбилейный считается районным центром, но по сути это большая деревня. Большая часть населения трудится на комбинате. Кстати, это одно из старейших в области предприятий. На нём мои бабушки и дедушки работали, и мои родители до сих пор продолжают семейную эстафету.

Достаточно длинный монолог лишил молодую женщину последних сил, и она опустилась на подушку. Мария Константиновна присела рядом и с материнской заботой поправила одеяло.

— Светочка, берегите силы. У нас впереди ещё много дней, так что ещё наговоримся и даже успеем друг дружке надоесть. Сейчас нам должны принести завтрак, а после еды поспите ещё немного.

Упоминание о еде вызвало у Светы рефлекторное сокращение желудка. Чтобы подавить приступ тошноты, пришлось сесть и сделать несколько глубоких вдохов. Соседка по палате с сочувствием погладила Свету по плечу.

— Я тоже поначалу не могла привыкнуть, но быстро приспособилась. Кислое сбивает тошноту. Выпейте немного апельсинового сока.

Светлана пыталась возражать.

— Не надо, Мария Константиновна. Вы ставите меня в неловкое положение. Скоро муж приедет и привезёт мне сок и фрукты.

Соседка внимательно посмотрела на компаньонку.

— Светочка, вы, наверное, книжки про войну читали и фильмы смотрели? Вижу связи между прошлой войной и своей болезнью. А связь есть, и очень прямая. Бойцы друг с дружкой делились последним. Мы с вами тоже волею судьбы оказались в одном окопе, то есть в этой палате. Поэтому нам свыше приказано помогать друг другу. И потом, это же обычная практика. Сегодня что-то есть у меня, а завтра оно появится у вас. Мы же люди, а не дикие волки!

Упоминание о лесных хищниках заставило Светлану вновь вздрогнуть.

— Ой, Мария Константиновна, мне же во сне эти злые твари причудились! Не поверите, видела их, как наяву. Даже дыхание их ощущала. Такое невообразимое чувство реальности!

— Такие сны принято называть вещими, но ночные грёзы, наполненные символами... и волки могут выступать в роли врага или той же болезни — что объяснимо в вашем случае. Не стоит пугаться таким видениям. Мне бабушка тоже часто про значения снов рассказывала.

Светлана замолчала на несколько секунд, а потом продолжила делиться с соседкой своими умозаключениями.

— Мария Константиновна, меня только что осенила мысль, что этот жуткий сон — это предупреждение свыше. Может, моя бабуля мне с того света посылает сигнал?

— Хотя я не мистик, но не исключаю и такой вариант. Знаете, Светочка, до болезни я всегда считала предсказания и приметы чушью, но теперь моё мнение сильно изменилось.

Дверь палаты распахнулась, и работница пищеблока в белоснежной униформе легко вкатила тележку, уставленную тарелками. Движением фокусника она одной рукой захватила сразу две посудины и поставила их на стол.

— Сегодня у нас кашка по особому рецепту. Налетай, девчата, и чашки подставляйте, я вам чайку горячего налью.

На обслуживание их палаты у кухонной работницы ушло не больше минуты, и она покатила тележку дальше по коридору. Светлана критически оценила внешний вид диетического блюда.

— Кашка-малашка, как мне тебя съесть?

Мария Константиновна уже активно орудовала ложкой.

— А вы, Светочка, через не хочу. Представьте, что вам дали лекарство, от которого зависит ваша жизнь.

Молодая женщина с трудом проглотила пять ложек и быстро запила невкусный завтрак соком, который ей предложила соседка. Та уже успела расправиться с кашей и наслаждалась чаем.

— Совсем мало вы съели, так дело не пойдёт.

— Не получается у меня через силу, сразу начинает мутить. Я лучше буду понемногу кушать, но чаще.

— Возможно, Светлана, вы правы. Организм подскажет, как ему удобней, и старайтесь больше отдыхать.

Света не ответила доброй женщине, потому что уже дремала. До неё ещё доносились окружающие звуки, но сознание медленно уплывало туда, где ждал покой и умиротворение. Она уже ощущала прикосновения тёплой бабушкиной руки, слышала старинную колыбельную.

В жизни маленькой Светы Варвара Тихоновна сыграла наиглавнейшую роль. Родители девочки сутками пропадали на своём комбинате. Доходило до того, что мать с отцом не виделись месяцами, потому что у них не совпадали смены, поэтому настал день, когда пришлось призвать на помощь бабушку.

Хотя Варваре Тихоновне льстило то, что сын с невесткой не могут обойтись без её помощи, она для вида ворчала:

— Что же вы за родители, если не можете управиться с одним дитём, а как в старину люди успевали по двенадцать часов гнуть спину, а потом ещё дома со всеми делами управляться?

— Вон, у моей мамы было нас шестеро, и она справлялась.

Юрий Михайлович выслушал мать, а потом не без иронии спросил:

— Согласен, бабушка была молодец, настоящая мать-героиня. Но что же ты, мама, оплошала, отстала от предков? Всего двоих на свет произвела — меня и Степана. Да и то, из нас двоих один непутёвым удался.

Маленькая Света не была посвящена в семейную историю — только позднее она узнала, что дядя Степан однажды ступил на скользкую дорожку. В их семье не любили вспоминать о том мутном деле, в результате которого родственника сослали отбывать срок на Колыму.

Света несколько раз пыталась выведать у бабушки этот секрет, но Варвара Тихоновна отмахивалась:

— Лучше тебе, внученька, не знать. Нет у тебя дядьки — и всё, иначе можно всю жизнь испортить таким родством. Юрию, твоему папе, пришлось взять фамилию жены, чтобы никто не докопался.

Но такой ответ не устраивал Свету.

— Бабушка, а что такого плохого сделал дядя Степан?

— Если бы знать, внученька... Сказали, что он предатель — а я не верю. Подставили Стёпу, не мог он совершить то, что ему приписывают. Твой дедушка Миша тоже не верил, он пытался отстоять его честное имя, да разве можно было сломать систему, тюрьму, которая тогда стольких невинных людей перемолола.

— А где дедушка Миша? Его тоже в тюрьму посадили?

— Нет, Светик. Умер твой дедушка, когда со Стёпой эта история случилась. Сердце у него не выдержало. Он же был секретарём партийной организации на комбинате, ну и пришлось ему лишиться не только партбилета, но и жизни. Ой, лучше не вспоминать о том времени, до сих пор не знаю, как нам с Юрием удалось выжить, нам же пришлось на время уехать к моей тётке в Карелию. Когда история со Степаном забылась, Юра вернулся в посёлок и женился на Наталье, твоей маме.

Варвара Тихоновна много раз в разных вариациях пересказывала эту историю, но Света всегда находила повод задать пожилой родственнице парочку дополнительных вопросов по теме. Больше всего девочку волновало незнакомое место с таким мелодичным названием — Карелия. Пока внучка была маленькой, Варвара Тихоновна как могла описывала этот удивительный уголок, а когда Светлане исполнилось десять лет, бабушка решительно заявила родителям всезнайки:

— Света уже большая, свожу её к тётке, пускай девчонка своими глазами увидит великолепие Карельских лесов.

Сын с невесткой были удивлены такой поэтике речи простой женщины, но Варвара Тихоновна решила их полностью сразить — запела:

— Долго будет Карелия сниться...

Её заунывное пение было сродни зубной боли. Но супруги терпеливо дослушали популярный шлягер эпохи хрущёвской оттепели, а Юрий Михайлович даже так расчувствовался, что его пробила слеза.

— Хорошо, мама, пусть Светлана поедет с тобой летом. Правда, мы думали её отправить в лагерь.

Девочка подслушивала за дверью. Она совершенно забыла о бдительности, стоило отцу сказать про лагерь.

— Папа, не поеду я в ваш лагерь, с меня прошлого лета достаточно: там полный отстой, и суп нам давали просто ужасный.

Родители в один голос закричали:

— Света!

Больше всего десятилетнюю девочку поразили карельские леса. Хотя их посёлок тоже находился среди соснового бора, в бывшей части Республики Суоми леса простирались на сотни километров, и любой незнакомый с местностью человек мог легко заблудиться. Поэтому баба Аня, тётка Варвары Тихоновны, сразу предупредила:

— Ты, девочка, за посёлок не ходи. Тут можно легко заплутать, даже в пяти шагах от дома.

Анна Давыдовна тоже поразила Свету. Девочка считала, что старее её бабушки нет никого на свете, но оказалось, что баба Аня старше своей племянницы на целых двадцать пять лет. Когда Света в уме сложила две величины и получила в результате девяносто три, она долго не могла справиться с волнением.

Но баба Аня ласково улыбнулась:

— Что, не верится, что мне уже на десятый десяток повернуло? А нас здесь много долгожителей. Есть даже и такие, которым уже больше ста годков. А знаешь, почему мы такие живучие?

Девочка замотала головой.

— Нет, не знаю.

Анна Давыдовна была удовлетворена произведённым эффектом.

— Воздух тут особенный, чистый, а ещё грибочки и ягодки есть, в них тоже сила невероятная. Вот я, к примеру, сама хожу в лес, могу целый день протопать и усталости не чувствую.

Светлана с любопытством присматривалась к необычному быту жителей карельского посёлка, которые ели мало мяса, но зато на столе всегда была рыба. А чай Анна Давыдовна готовила по своему секретному рецепту — она заваривала травы и добавляла к ним хвойные иголки.

— Такой напиток, внученька, от любой хворобы защитит!

Хотя бабкин чай сильно горчил, Света пила его через силу. Ей очень хотелось дожить до такого же возраста, как тётка бабы Вари.

Однажды Света всё же ослушалась бабушек и решила пройтись по краешку леса. За девочкой увязался пёс по кличке Мухтар, которому баба Аня прощала любые шалости. Едва девочка попала в лес, перед ней побежала протоптанная тропинка. Света весело подумала: зря меня бабушки пугали. Пройду понемногу по дорожке, а потом по ней вернусь обратно.

Света прошла не больше ста метров, как вдруг слева от тропинки она увидела огромную поляну цветов. Забыв обо всём на свете, девочка стала собирать букет для бабушек. Потом она наткнулась на поляну с черникой и вдоволь наелась ягод.

Света забыла о времени и далеко ушла от тропинки. На лес стали медленно спускаться сумерки, и девочку сковал леденящий душу ужас. Она металась между высокими деревьями, пытаясь отыскать ту спасительную дорожку, которая могла бы привести её назад в посёлок, но так и не нашла её. Солнце уже скрылось за горизонтом, и Светлане стали чудиться страшные звуки.

Она присела на пригорок и в отчаянии заплакала.

— Какая я дура, не послушалась бабу Аню, теперь сюда скоро придут волки и сожрут меня.

От страха она эту версию высказала громко вслух — и сразу же в кустах послышался подозрительный шум. Света завизжала, но на поляну выбежал довольный Мухтар.

Пёс смотрел на девочку своими умными глазами, и в них она прочитала упрёк и осуждение. Потом Мухтар звонко гавкнул и побежал вперёд. Света поспешила следом за псом. Если девочка отставала, Мухтар останавливался, терпеливо поджидая её. Так, с помощью провожатого, девочка вернулась в посёлок.

Уже было совсем темно, а возле двора бабы Ани столпились люди. Дядька Прохор, который заходил по утрам к бабе Ане, раздавал поручения.

— Разделимся на четыре группы, чтобы ускорить поиск. Идём сплошной линией, фонари не выключайте.

Мужчина не успел до конца отдать распоряжение, как послышался женский крик:

— Отбой! Нашлась наша девочка! Мухтар её ведёт!

Из толпы одновременно выбежали обе бабушки.

— Светочка, что же ты с нами делаешь? Чуть своих бабок в могилу не загнала!

Женщины ругали девочку, не забывая осыпать её поцелуями. Уловив удобный момент, Света вручила им по букетику цветов, которые она так старательно собирала в лесу.

Этот жест окончательно растопил сердца пожилых дам, и они прослезились.

— Какая хорошая у нас внученька растёт! Думала о бабушках!

С двух сторон снова посыпались поцелуи. Видимо, эта трогательная церемония встречи пришлась не по нраву Мухтару, и он подал голос. Баба Аня всполошилась:

— Не волнуйся, Мухтарка, никто о тебе не забыл, ты у нас главный герой!

В награду за самоотверженный поступок верный пёс получил сахарную косточку. Потом весь вечер Анна Давыдовна рассказывала Светлане местные легенды о великанах, превратившихся в камни, и о хозяевах леса. Главный в наших лесах — волк-медведь, но этих зверей не положено называть своими именами — особенно летом, разозлиться они могут за такое отношение.

Девочка слушала древние сказания с широко открытым ртом.

— А как их нужно называть? Вдруг я снова пойду в лес и встречу там волка?

Баба Аня покачала головой:

— Лучше тебе не встречаться один на один с этим зверем. Но если вдруг выпадет такая оказия, зови его Хвост-палкой.

Света рассмеялась:

— Баба Аня, ну таких имён не бывает.

— Это у вас там, в средней полосе, не бывает, а у нас волков так и называют.

Анна Давыдовна потом каждый вечер перед сном рассказывала девочке страшные сказки, от которых в венах стыла кровь. В детскую память эти истории врезались надолго. Но с годами они почти забылись, и только сейчас, когда организм Светланы стала изнутри точить страшная болезнь, ей опять вспомнилась и злая ведьма, и лось, который днём превращается в человека.

Аркадий появился только в конце недели. Хотя Светлана была обижена его долгим отсутствием, она не стала устраивать скандал при соседке, но когда Мария Константиновна тактично вышла, молодая женщина не сдержалась от упрёка:

— Аркаша, неужели тебе трудно было приехать раньше? Я целую неделю тут одна, у меня даже копеек нет на необходимые расходы.

Мужчина огрызнулся:

— Если не приехал, значит, не смог. Ничего страшного с тобой не случилось, даже порозовела. Видно, лечение идёт тебе на пользу.

Светлана не стала рассказывать мужу, как тяжело она перенесла второй курс химиотерапии.

— Хорошо, если так. Но врач сказала, что сейчас необходимо усиленное питание, надо кушать больше фруктов и пить соки.

— Может, ещё икру осетровую тебе купить? — Эти слова были сказаны Аркадием с издёвкой, и Света замолкла.

Примерно полчаса муж рассказывал о своих успехах на работе и о новом выгодном партнёрстве. Женщина молча слушала и согласно кивала головой. Рассказав все новости о себе, мужчина посчитал, что для одного визита достаточно. Он чмокнул супругу в лоб:

— Всё, Цветик-семицветик, я полетел. Завтра прийти не обещаю, но как только выпадет свободная минутка, обязательно тебя навещу.

— Аркаша, оставь мне хоть немного денег. Тут есть магазин, я сама куплю себе всё, что нужно.

Последовала череда недовольных вздохов, но мужчина достал портмоне и отсчитал несколько купюр.

— Думаю, тебе хватит на первое время.

Фраза была сказана в утвердительной тональности, и женщина снова молча кивнула головой.

Едва за Аркадием закрылась дверь, слёзы самопроизвольно хлынули из глаз. Вернувшаяся в палату Мария Константиновна заволновалась:

— Светочка, вам плохо, может, позвать медсестру?

Женщина замахала руками.

— Нет-нет, со мной всё в порядке. Наверное, на фоне лечения у меня обострилось чувство жалости к самой себе.

— А мне кажется, что причина не в этом. Я не имею привычки вторгаться в чужую жизнь, но ваш супруг не слишком ласково вёл себя с вами.

Светлана всхлипнула.

— Это он сейчас такой, а раньше был добрый и отзывчивый.

— И что помешало ему оставаться таким?

— Моя болезнь...

продолжение