❄️Что бы я ни был такое,– пишет Марк Аврелий «к самому себе»,– все это плоть, дыханье и ведущее. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой тебе о них надо заботиться❄️
Говоря про дыхание, он говорил про душу: слово ψυχή (psyche) изначально означало «дыхание», «дыхание жизни», позднее - «душа» как носитель жизни и сознания. Еще в «Илиаде» психе покидает тело с последним выдохом. У стоиков πνεῦμα (pneuma) — буквально «дуновение», «ветер», также обозначало «душу». Мы и сегодня говорим про вдохновение (inspiration) как движения души.
Ведущее (ведущее начало, hegemonikon) — это воплощение Логоса в человеке, то, что в нас соответствует духу как разумной, ответственной и свободной внутренней силе. Именно оно делает человека человеком. Именно оно позволяет различать истинное и ложное.
⏸️Итак, человек есть единство телесного, душевного и духовного (в логотерапии: физическое, психическое и ноэтическое измерения личности)
Продолжая мысль предыдущего текста, именно ведущее начало, дух, определяет ценность всех "впечатлений" - буквально, φαντασία (phantasía). О впечатлениях мы формируем суждения, которые оказываются истинными или ложными. Истинные суждения - те, которые содержат в себе смысл, λεκτόν. (Здесь писала про лектон как доступный человеку смысл)
Логос у стоиков - начало, призванное собирать смыслы (лектоны), и в этом собирании вести человека к совершенному состоянию, находясь в котором человек выходит из подвластного положения и становится существом деятельным. В терапии (логотерапии, в частности) мы говорим о принятии ответственности за свою жизнь в том смысле, что именно в этом действии человек обретает свободу и становится сотворцом собственной судьбы.
📝 Человек — не просто плоть, но и не просто душа. Он — место встречи смысла и мира. Там, где дух различает истину среди впечатлений, начинается путь свободы. Свободы — как ответственности за ответ жизни — как диалога с вечным.
Тот, кто слышит Логос, становится не свидетелем Слова, но его соавтором.