Традиционно «Месть Ситхов» считается в России и на пост-советском пространстве лучшим Эпизодом саги Джорджа Лукаса и близким к совершенству.
Это отношение уже стало сродни истины. Никто в здравом уме и не станет говорить о том, что у Эпизода III есть какие-то существенные недостатки.
Никто, кроме меня.
С самого первого просмотра фильма в кино (мне тогда было 17 лет) некоторые моменты сюжетной линии Энакина сильно резали глаза.
Если из-за страха потерять Падме Энакин устроил резню в Храме, то почему Оби-Вану он втирает про ложь Джедаев и новую Империю?! Почему не говорит, что всё это сделал из-за любви? Зачем ему это скрывать, когда все мосты уже всё равно сожжены?
Причём очевидно, что он сам верит в то, что говорит, т.е. убеждён в предательстве Джедаев. Кроме того, в желании спасти Падме Скайоукер отчего-то душит её, думая, что она предала его и привела Оби-Вана. С чего родилось это недоверие?
Я для себя это объяснил как "ну ладно, бывает", потому что фильм без того визуально впечатляющий и эмоциональный (а на момент 2005 года особенно давило осознание, что всё, сага окончена).
Но когда я преисполнился в своём изучении истории «Звёздных войн», то оказалось, что мне не показалось. Лукас изначально написал и снял третий Эпизод, показывая в нём Энакина как человека, который перестаёт доверять Джедаям и постепенно сходит с ума (отсюда и паранойя насчёт Падме). И только на этапе монтажа за 3 месяца до премьеры режиссёр внезапно осознал, что линия страха потерять близкого в фильме почти не читается. Она сюжетно не подчёркнута.
Он переписал сценарий и устроил дополнительные съёмки - в частности, были сняты и пересняты сцены с Палпатином. Не помню насчёт оперы, но совершенно точно дополнительно был снят эпизод, в котором Энакин изобличает канцлера.
Также переснят эпизод атаки на Палпатина. Изначально Энакин шёл на арест вместе с Джедаями и в процессе передумывал занимать их сторону.
Самое важное, что именно на пересъёмках была добавлена та самая бездиалоговая сцена, когда Скайуокер и Падме в одиночестве думают друг о друге. То ли у актёров не совпали графики пересъёмок, то ли Лукас просто не успел написать им какие-то диалоги (то ли он так и не научился их писать, ха-ха), но даже в таком варианте сцена получилась отличная. Кристенсен безмолвной игрой передаёт смятение, а эпизод подчёркивает, что Энакин бросается к канцлеру из-за страха потерять Падме. Та самая потерянная линия о привязанностях становится осязаемой.
Но вместе с тем Лукас не успел переделать всё, потому что премьера фильма наступала на пятки. Поэтому из фильма торчат уши прошлого сценария: Оби-Вану Скайуокер по-прежнему говорит что-то про какую-то ложь Джедаев, хотя в итоговом монтаже от этого осталась только сцена, когда Энакину не дают звания магистра.
Я полагаю, что изначальный эпизод ареста Палпатина как раз и аппелирует к тому, что Скайуокер утрачивает веру в Джедайский орден, но поскольку всё переиграли в сторону страха потерять Падме, главный герой в итоге вышел несбалансированным.
К слову, по моей версии, именно пересъёмки не позволили команде ILM закончить спецэффекты к Эпизоду 3. Под нож пошла битва Оби-Вана и Гривуса, которая в неотрендеренной версии была раза в два длиннее, а также некоторые последствия Приказа 66 (например, как на турботанке расстреливают Квинлана Воса).
Почему важно признавать несовершенство «Мести Ситхов» в части развития характера Энакина Скайуокера?
Потому что так мы признаём, во-первых, гений Лукаса, который в последний момент исправил то, что мог исправить, а во-вторых, что Джордж сам был в курсе этих несостыковок и потому объяснил их в «Войнах клонов».
В мультсериале он добавил несколько сюжетных линий, которые подрывали доверие Энакина к Джедаям. В первую очередь, ложь его наставника и лучшего друга в арке про покушение на Палпатина. Это вызывает гнев и непонимание Скайуокера, которым Оби-Ван в прямом смысле воспользовался ради общего дела.
Далее, несправедливое обвинение (в т.ч. членами Совета) его ученицы Асоки в преступлении и, как следствие, оставление ею Ордена. Ситуация усугубляется тем, что, по правилам Ордена, звание Магистра присваивают Джедаю в том случае, когда он завершит обучение падавана. Получается, Совет саботирует продвижение Энакина по службе, изначально лишая его возможности завершить тренировки Асоки. Оттого-то Скайукер и возмущён. Мол, вы сами лишили меня падавана, а теперь не даёте звание Магистра?! Да как вы смеете?!
А ведь это совершенно не читается в Эпизоде III без контекста «Войн клонов», верно?
Также подчёркнут эмоциональный накал Энакина по отношению к Падме: в мультсериале она даёт поводы для ревности, когда в сюжет вводится её коллега-сенатор Раш Кловис, имеющий романтический интерес к Амидале. Т.е. паранойя Скайуокера в Эпизоде 3 относительно отношений Падме и Кеноби подчёркивается тем, что его супруга уже ставила долг выше брака, и в этом был замешан любовный треугольник.
Джордж Лукас внёс правки в уже почти готовый фильм, а то, что исправить не успел, обосновал головокружительным мультсериалом. Если бы Эпизод III был идеальным, создателю не пришлось бы всё это делать.