Саратовская область
Левобережье
Атлантида
Саратов ~ 850
км от Москвы, где-то ~ 11-12 часов. Гораздо проще на самолете ~ 1,5 часа, но тогда нужно искать гида для поездок по окрестностям – они тоже весьма интересны.
Про окрестности, да и про сам Саратов может рассказать Наталья Галкина +7(927) 277-11-86. Звоните,
не прогадаете!
Но сначала не про Саратов, а про левый берег. В центре Саратова через Волгу есть мост, и не
просто мост, а МОСТ – термин «переброшен» и аналогичные тоже как-то не очень: больше 3 км протяженность.
На правом
берегу тоже «районы, кварталы, жилые массивы…».
Традиционный взгляд: там тоже Саратов – мало у нас городов по обеим берегам реки. Ан нет!
Там уже Энгельс, другой город, другая земля, другой менталитет – раньше там начинались сначала земли немецких колоний, потом Автономная ССР немцев Поволжья.
И хотя Энгельс даже по своей исторической памяти там был самый «русский», точнее украинский город (его основали чумаки, занимавшиеся соляным извозом), да и в Саратове к XX веку проживало уже достаточно немцев…. Но нет: Саратов – это Саратов, а Энгельс – это Энгельс и объединяться не хотят ни в какую.
А началось, точнее, развернулось все во второй половине XVIII века. Левобережная степная часть Нижнего Поволжья всегда была источником головной боли: кочевники, разбойники, «разинцы» всякие. И землю в хозяйственный оборот не введешь, и товары, ту же соль без потерь не доставишь. Но народу в стране тогда было мало, вот и решили позвать иностранцев, да наших соотечественников- старообрядцев, кого из-за границы, кого из глухих лесов.
Иностранцы, в основном действительно немцы, тоже в основной массе протестанты были.
В 1762 году Екатерина II издала специальный
Манифест,где поселенцам обещались земли, посевной фонд, подъемные, освобождение от налогов,
свободу вероисповедания… прям ТОСЭР современный… И люди поехали. Сначала 30 000 человек – первое время выживали очень трудно – в землянках, с подъемными и посевным фондом тоже – где не успели, где не додали… Да и разбойников всяких первые годы никто особо не гонял…
Но выжили, преодолели – к концу XVIIIвека насчитывалось уже 100 колоний. А еще и деревни старообрядцев.
Пшеница, картошка, передовые на то время технологии сельского хозяйства, паровые машины, многоэтажные мельницы, точнее, хлебные комбинаты полного цикла…
Утверждается (сам не проверял), что ко второй половине XIX века Саратов был третьим городом Империи.
Революцию 1917 года восприняли и приняли спокойно – продолжали работать. А в декабре 1923 года была образована АССР немцев Поволжья. В августе 1941 года все закончилось… Всех очень быстро «собрали» и увезли в Казахстан и дальше… Из немцев могли остаться только немки, вышедшие замуж за русских, смешанные семья женатых немцев тоже уезжали.
На их место начали заселять беженцев из оккупированных территорий.
И память о немцах Поволжья, как о некой общности, культурном феномене исчезла – те оставшиеся немецкие бабушки очень редко и неохотно соглашаются говорить, рассказывать, не то что о депортации, просто о жизни, быте немцев (это по словам краеведов).
Поэтому стоят посреди степей русские деревни с неожиданно широкими улицами и центральной площадью, с кое-где сохранившимися добротными каменными домами с подвалами-ледниками в 1,5 этажа, деревянные дома с четырехскатными крышами и местами скелеты кирпичных кирх. Вот и все свидетели той трехсотлетней истории.
#Саратов
#Саратовскаяобласть