("Ослепление", L'abbaglio, 2025, Италия)
Фильм о сицилийской истории 19 века, снятый на Сицилии сицилийцем Роберто Андо с главными актерами-сицилийцами за 21 млн. евро? И даже не про мафию?
Пойду смотреть, а куда деваться-то?
Первое, что отмечаешь в "Ослеплении" после начала просмотра - подчёркнутая старомодность, с которой оно снято.
Картинка, неторопливые камера и монтаж, музыка в стиле "сицилийских" сцен из "Крестного отца", боевые сцены, мораль, сама манера повествования... Всё так, словно драйвовый 21 век для Андо и не наступал.
Но это синьору не в упрёк. Наоборот! Благодаря его оригинальной, ироничной и душевной истории возникает ощущение, будто вы смотрите симпатичное кино из прошлого. Которое, возможно, пропустили в 80-90-е, и теперь закрашиваете у себя этот культурный пробел.
Разве что войска Неаполитанских Бурбонов на дальних общих планах нарисованы и анимированы на компьютере. Но на "антикварном" фоне всего прочего архаичная цифровая графика не мозолит глаз. А вблизи массовка воюет пусть сумбурно, зато сама вполне "аналоговая". Видимо, набранная из местных исторических реконструкторов.
Жанр у "Ослепления" тоже многослойный.
В его основе лежит военно-историческая драма о реальном событии, имевшем место в 1860 году на Сицилии. Однако, наряду с реальными персонажами - генерал Д. Гарибальди, его полковник В. Орсини, другие политические фигуры той поры, - главными героями здесь являются не они.
На первом плане картины - два простых сицилийца Трико и Спитале (С. Фикарра и В. Пиконе). И вот они уже разыгрывают всё остальное: от "бадди-муви" до грустно-ироничной драмы; от авантюрной комедии до военных приключений. При этом никакого конфликта в солянке из жанров у Андо нет. Всё гармонично сочетается, и даже финал выдался красивым и неожиданным.
Историю военных кампаний Джузеппе Гарибальди мы, помнится, изучали в советской школе. Включая знаменитую Экспедицию Тысячи "краснорубашечников" на Сицилию. И думал я перед просмотром освежить о ней воспоминания, да поленился...
...И, в общем-то, ничего не потерял.
Всё, что нужно, далекому от итальянской истории зрителю, в "Ослеплении" мимоходом вкратце объясняют. А всё, что не нужно... Оно и не нужно. Ведь Трико и Спитале повстанцы не идейные, а "себе на уме". Хотя иногда, бывает, и влияют на ход событий, в том числе ключевых.
Итак, в мае 1860-го Гарибальди собрал в Генуе маленькую армию, раздобыл транспорт и поплыл с ней на Сицилию. Затем, чтобы поддержать вспыхнувшее там против Бурбонов восстание и совершить поход на Палермо.
В тогда ещё не легендарную "тысячу" записались и два добровольца с Сицилии, давно не бывавшие дома: скопивший деньжат, хромой бродяга Трико и мошенник, карточный шулер Спитале.
Высадка Гарибальди в Марсале (самый западный город-порт острова) выдалась жаркой, под огнём двух вражеских кораблей. Однако обошлось без смертельных потерь (по версии фильма).
Лишь двух бойцов недосчитался в тот день у себя в подразделении их командир, полковник Орсини. Угадайте, как их звали?
Правильно: на буквы Т и С.
А всё потому, что Трико и Спитале примкнули к гарибальдийцам с одной целью. Далеко не военно-освободительной: просто желали доплыть с ними на халяву до Сицилии. Первый - чтобы добраться до своей деревни, жениться и завести хозяйство. А второй - скрываясь от недругов, ищущих его на материке из-за его шулерской деятельности.
И так уж совпало, что под шумок высадки в бега они тоже ударились на пару, за компанию.
И вот, пока "краснорубашечники" идут с боями к Палермо, дезертиры без боёв, но с приключениями идут на родину к Трико; а Спитале было тупо без разницы, куда идти. Наслаждаясь красотами родного острова и общением с добрыми людьми. Или страдая от общения с недобрыми. Но всё равно, как там у них говорится, дома хоть заряд из дробовика ниже спины - всё терпимо.
Увы, радость дезертиров от расставания с Гарибальди и Орсини будет не слишком долгой. Однажды их пути вновь пересекутся, после чего приключения первых усугубятся.
Да и вторым придётся несладко, ведь для взятия Палермо им требовалось нечто большее, чем нахрап и удача. Впрочем, одна тактическая задумка у генерала была, и именно ею он решил озадачить полковника...
***
В общем, тот ретро-стиль в современном историческом кино, который не раздражает, а исключительно радует. Тем более в исполнении талантливого Роберто Андо и его команды, распорядившимися 21 миллионом евро своеобразно, но грамотно и со вкусом. Заодно устроившими зрителю живописную экскурсию по отчей Сицилии. Вроде как 19 века, но вся эта её потёртая архитектура, руины и сельские пасторали явно натуральные, не похожие на декорации.
Единственный зритель, кому не посоветуешь сей ироничный антиквариат, это молодежь. Банально не поймёт дедушкину манеру съёмок Андо и не оценит фильм по достоинству.
Однако зрителю 30+ "Ослепление" рекомендуется безо всяких ограничений. Ибо для спокойного вечера эта приятная во всех отношениях картина подходит идеально. И ругать её за что-либо - если вы не "молодёжь", - решительно не за что.
Трейлер фильма в росс. Сети отсутствует. Но кому интересно - фильм целиком на VK (HD; не идеальный, но сносный дубляж):