ШОК под клапанной крышкой моего ЗИЛ-131. Почему выпали ВСЕ втулки коромысел и при чём здесь тосол?
Год мучений, странные стуки, пропадающее давление масла и двигатель, который заводился, когда хотел. Я снимал, разбирал и ставил на стенд ТНВД, перебрал полсистемы, но разгадка оказалась страшнее, чем я мог предположить. Под клапанной крышкой меня ждал настоящий ад из гудрона. Рассказываю, как обычная течь тосола привела к капитальному ремонту и почему все втулки коромысел дружно выпали со своих мест.
Приветствую всех, кто за рулём «суровых» машин! Сегодня история с моим ЗИЛ-131 и двигателем Д-245, которая, уверен, станет предупреждением для многих. Год назад мой мотор начал вести себя так, что никакой логике это не поддавалось. А в итоге я разбираю двигатель и вижу: помимо других проблем, ,все втулки коромысел клапанов ВЫПАЛИ. Как такое вообще возможно? Оказалось, это было лишь следствие одной глобальной проблемы.
Год загадок и мучений
Симптомы были такими, что любой моторист бы опустил руки:
- Полтергейст с запуском. Двигатель мог идеально завестись утром, а в обед — молчать. Через полчаса — снова как ни в чём не бывало. Проверял всё: топливоподача, угол впрыска, форсунки, ТНВД (его я снимал и проверял на стенде — всё чисто). Безрезультатно.
Как разбирал и проверял ТНВД Моторпал смотрите в ЭТОМ видео ⬇️:
Ремонт форсунок: замену распылителей, регулировку давления впрыска в ЭТОМ видео ⬇️:
Ремонт и проверка корректора по наддуву смотрите ЗДЕСЬ ⬇️:
- Странные стуки. В моменты «отказа» из-под клапанной крышки доносились тяжелые, неприятные стуки. Не похоже на клапана! А после удачного пуска стуки менялись на обычное «чаканье».
Смотрите в этом видео ⬇️:
- Чудеса с маслом. Двигатель… перестал «есть» масло! Уровень стоял на месте. Я тогда удивился, но списал на удачу.
- Скачки давления. Манометр показывал то падение до аварийного значения, то зашкаливал за 5 кг/см². Я уже вскрывал перепускной клапан в корпусе масляного фильтра — он то залипал в открытом, то в закрытом положении. Чистил — помогало ненадолго. Как воевал с давлением масла смотрите в двух ЭТИХ видео ⬇️:
Ещë видео разборки кларанов ⬇️:
Я облазил все форумы, замучил вопросами знакомых трактористов-механизаторов. Просвета не было.
Момент истины: давление выдавило прокладку
Всё решилось в один день. После пуска те же стуки, а на манометре — 6 атмосфер! Холодный двигатель, а давление зашкаливает. Срочно заглушил. Вышел — под машиной лужа масла, весь мотор в масле. Перепускной клапан заклинило закрытым, и давлением попросту выдавило прокладку масляного фильтра. Я понял — дальше ехать нельзя, пора залезать в двигатель.
Шок под клапанной крышкой
Снимаю клапанную крышку и вижу это. Ни коромысел, ни оси не было видно — всё было забито черной, липкой, как гудрон, массой. Коксовая пробка!
И в этот момент все пазлы сложились.
Всё дело было в ТОСОЛЕ! Он понемногу утекал в масло. Я-то думал, он испаряется (верхний бачок тек), а он, предатель, весь год сливался в поддон!
Видео последствий тосола в масле смотрите ЗДЕСЬ ⬇️:
- Почему не убывало масло? Его уровень восполнялся тосолом.
- Почему не заводился? Клапана залипали в направляющих из-за эмульсии, не закрывались — не было компрессии.
- Откуда стуки? Залипшие клапана не успевали закрываться, и поршни били по ним. А коромысла работали в сухом режиме.
- Почему скакало давление? Залипал поршень перепускного клапана в корпусе фильтра.
Так почему же выпали втулки коромысел?
А вот теперь главное. Вся эта липкая, клейкая субстанция из масла и тосола намертво склеивала втулки с осью коромысел.
Представьте: коромысло должно свободно качаться на втулке. А здесь оно залипает. Сила, чтобы сорвать его с места, нужна огромная. И эта сила при рабочем ходе начала расшатывать саму втулку в теле коромысла, преодолевая натяг запрессовки. Проще говоря, его просто вырывало из посадочного места. Так и повылетали почти все.
Добро пожаловать в мой двигатель! 👇
И это было не только в ГБЦ! Снял компрессор — а там та же история: одна втулка шестерни привода болталась, а второй и вовсе не было.
Вот видео как заменил шестерню привода компрессора с выпавшими втулками ⬇️:
Итог и цена вопроса
Из-за этой беды пришлось покупать новые коромысла в сборе со втулками. Новые втулки и инструмент для развёртки найти — та ещё история. Цена вопроса: 5600 рублей за комплект из 8 штук.
Вывод простой и страшный: даже небольшая, почти незаметная течь тосола в систему смазки — это бомба замедленного действия. Она не убьёт мотор сразу, а будет медленно и методично уничтожать его изнутри, создавая необъяснимые симптомы, которые сведут с ума.
Полная история поисков, разборки и капитального ремонта этого Д-245 — в большой серии видео на моём канале. Заходите, будет много интересного и полезного для владельцев грузовиков.
Все мои видео по ремонту двигателя Д-245 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
А у вас было подобное? Сталкивались с последствиями тосола в масле? Делитесь в комментариях своим опытом, это может помочь другим!
P.S. Не забывайте обращать внимание на «мелочи»: если уровень масла почему-то не падает или тосол куда-то бесследно уходит — это громкий звоночек. Лучше проверить масло на наличие эмульсии сразу, чем потом разбирать двигатель.
Все мои видео по ремонту ЗИЛ-131 с двигателем Д-245 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗИЛ-131 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube: