Наталья Варлей, которую вся страна знает по комедии «Кавказская пленница», и Милош Бикович, известный по фильмам «Холоп», Духless 2, «Магомаев» приняли участие в съемках художественно-документальной ленты казанского режиссера Алексея Барыкина о православном святом Серафиме Саровском. В интервью «РТ» режиссер рассказал, почему фильм снимают в Казани и по какому принципу выбирали актеров.
«ПРО ДЮЖЕВА ТОЖЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО ОН БАНДИТОВ ИГРАЕТ»
Фильм о преподобном Серафиме Саровском – не первый опыт духовного кино для Алексея Барыкина. Ранее он снял трилогию «Заступница», «Осанна», «Святитель», посвященную Казанской иконе Божией матери, великой княгине Елизавете Федоровне Романовой и церковному деятелю Смутного времени патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Последний фильм цикла вышел в 2022 году. В трилогии также были задействованы звезды российского кино – Александр Балуев, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева.
– Алексей Александрович, почему именно эти актеры?
– Понимаете, для нас важен не столько типаж, внешность и голос, сколько собственная жизненная позиция актера, которую он транслирует через образы на экране, его отношение к вере. Все актеры нового фильма о Серафиме Саровском, как и те, что снимались в трилогии, люди верующие, которым эта тема небезразлична. Съемки с Натальей Варлей и Милошем Биковичем уже завершились. Бикович, который рассказывает в фильме о подвигах преподобного Серафима, уехал из Казани 20 мая. Когда начнем съемки с третьим участником Борисом Корчевниковым (телеведущий, актер театра и кино, снимался в фильмах «Кадетство», «Тариф новогодний» и др. – «РТ»), пока не знаем, но то, что он приедет в Казань, это точно.
– После «Холопа» и Духless 2 Милош Бикович заработал себе амплуа обаятельного мажора. Почему именно его вы пригласили сниматься в фильме о православном святом?
– Да, у Биковича амплуа легкомысленного повесы (хотя есть и серьезные роли), но экранное амплуа и реальная личность актера – это разные вещи. Знаете, когда мы снимали в «Заступнице» Дмитрия Дюжева, нам тоже говорили: он же бандитов играет, он же Космос из «Бригады»! Бикович православный, и очень серьезно к этому относится. У него брат служит в монастыре. Когда я позвонил Милошу, он сразу согласился на съемки, несмотря на свою безумную нагрузку. Сказал, что выделит три дня и категорически отказался от гонорара. Потом в разговоре выяснилось, что раньше он был атеистом, по-настоящему верующим стал уже во взрослом возрасте. На него очень повлияла книга Николая Мотовилова, знаменитого биографа Серафима Саровского. И когда Милош впервые приехал в Россию, он отправился в Дивеево. Бикович носит на шее иконку Серафима Саровского, молящегося на камне.
В КАЗАНИ НЕ БЫЛ, НО СВЯЗЬ ЕСТЬ
– Другие актеры тоже сразу согласились на съемки?
– Да, после первого же звонка. Правда, первоначально рассматривался вариант с участием Никиты Михалкова, но с ним не получилось: он очень загружен.
– Картина по стилю будет похожа на фильмы вашей трилогии, где актеры по очереди рассказывают о тех или иных событиях?
– Да, актеры-рассказчики сохранятся. Они не перевоплощаются в образы, не переодеваются, остаются собой, но при этом погружаются в эпоху XVIII-XIX веков – время жизни святого. Мы много снимали не только актеров. Еще с прошлого года начали снимать Саров, что было нелегко, ведь это закрытый город. Саровский монастырь, рукотворные пещеры под монастырем с монашескими кельями, сохранившуюся келью преподобного Серафима… Также в фильме будет много сложной компьютерной графики.
– Серафим Саровский никогда не был в Казани. Родом он из Курска, жил в Саровском монастыре на Тамбовщине, был покровителем женского Дивеевского монастыря под Нижним Новгородом. Почему съемки фильма проходят у нас?
– В Казани он действительно не был, но прослеживается нить, которая связывает преподобного Серафима Саровского с Казанской иконой Божией матери. Известно, что жизнь святого тесно связана с иконой «Умиление», перед которой он молился и скончался. Однако есть версия, что икона, которая сейчас находится в Казанском Богородицком монастыре, на месте ее обретения, может быть иконой матушки Александры – основательницы Дивеевской обители. Сама Дивеевская обитель, духовным покровителем которой был преподобный Серафим, тоже основана вокруг церкви Казанской иконы Божией матери. А мощи святого были второй раз обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
– Откуда в Дивеево появилась Казанская икона Божией Матери?
– Мы все помним, что в 2004 году Папа Римский Иоанн Павел II передал нашему Патриарху Алексию II Казанскую икону Божией Матери. Все понимали, что это старинная чудотворная икона, но никто не мог сказать, откуда она изначально появилась. Некоторые историки пытались утверждать, что это та самая, первоявленная икона, но такая версия не выдерживает никакой критики: икона, обретенная девочкой Матроной, была второй половины XVI века, а ватиканский список – конца XVIII века или даже новее. Так вот есть целый ряд свидетельств, что это икона могла принадлежать основательнице Дивеево матушке Александре. Она заказала для своей обители список иконы с первоявленного образа, иконописец специально ездил для этого в Казань. У Натальи Варлей была серия съемок в Дивеево, где она рассказывает о создании женской обители и ее основательнице преподобной Александре.
ПОМОГАЕТ МЕЦЕНАТ
– Кому принадлежит идея снять фильм о Серафиме Саровском?
– Инициатором является казанский предприниматель, меценат Андрей Колмаков, который поддерживал создание предыдущих трех фильмов. Фильм снимается совместно с Центром прототипирования Казанского государственного института культуры. Это подразделение, которое в частности занимается компьютерной графикой. Мы специально для съемок создали большую декорацию для компьютерной графики с зеленым фоном. Артисты снимались на этом плане.
– Это потому, что зеленый фон позволяет после съемок заменить его любым другим при помощи компьютерной графики и наложить спецэффекты?
– Да, блокбастеры с компьютерной графикой делаются именно таким способом. Предстоит очень большая работа по компьютерной графике, которую мы точно будем делать до конца года.
– Какой у фильма хронометраж?
– 52 минуты – это стандарт для полнометражного документального фильма.
Больше статей на сайте «Республика Татарстан»