На прошлой неделе завершился Петербургский международный юридический форум, на котором обсудили проблемы реформы процедуры банкротства.
Хотим обратить ваше внимание на выступление заместитель руководителя ФНС Константина Чекмышева, который обозначил, как налоговая служба решает проблемы, возникающие в процедуре банкротства.
По его словам, на данный момент процедура является долгой, дорогой, неэффективной и подверженной злоупотреблениям.
Одной из причин злоупотреблений он назвал отсутствие общедоступных данных о должнике, из-за чего кредиторам приходится действовать случайным образом.
ФНС решает проблему цифровыми инструментами.
▶ Во-первых, заработала цифровая система «Система комплексного управления и администрирования долга», которая анализирует фискальные данные и выявляет подозрительные сделки должника, предшествующие процедуре банкротства.
На данный момент более 300 выписок из информационного ресурса СКУАД приобщены к материалам банкротных дел.
▶ А во-вторых, был создан регистр арбитражных управляющих, который позволяет выбирать управляющих по объективным критериям — эффективности и отсутствию нарушений.
В регистре участвуют большинство саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, зарегистрировано более 6,5 тыс. управляющих, содержатся данные о 370 тыс. процедур банкротства. Регистр обеспечил снижение процента отказов арбитражных управляющих участвовать в процедурах по инициативе ФНС в 4,5 раза с 36 до 8%.
Арбитражные управляющие с помощью сервиса направили около 1,5 тыс. документов в ФНС, таким образом сократив издержки и время взаимодействия участников процедуры. Из сервиса предоставлено около 146 тыс. ответов в электронном виде, средний срок предоставления составляет 1,5 дня.
Такая цифровизация процессов привела к значительным финансовым результатам.
За последние 5 лет удалось взыскать более 180 млрд рублей благодаря работе с производным долгом (имеется ввиду субсидиарная ответственность).
По словам заместителя руководителя ФНС, стараются сохранить экстраординарный характер субсидиарной ответственности — подаётся около 3% заявлений: только там, где есть перспектива.
Соотношение реабилитационных процедур к ликвидационным имеет отрицательную динамику — реабилитационные механизмы заменяют поход в суд. Имеются ввиду рассрочка выплаты налогов и реструктуризация позволили сохранить 10 тыс. компаний, что обеспечило 2 млн рабочих мест и более 7 трлн рублей поступлений.
«Цифровизация – это не только создание данных, не только их интеллектуальное человеческое осмысление. Цифровая обработка, предобработка, построение предиктивных моделей, генеративных моделей и все существующие элементы Legal Tech очень сильно упрощают деятельность», — сказал заместитель Константин Чекмышев.
Однако некоторые проблемы всё же сохраняются. В частности, несоответствие сведений в разных реестрах и у разных ведомств, в частности, отличаются сведения в Федресурсе, картотеке арбитражных дел и отчётах арбитражных управляющих. На данный момент в каждой 4,6 процедуре данные недостоверны.
От себя хотим добавить, что, по данным Федресурса, за 2024 год ФНС взыскала с компаний-банкротов 256 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее.
А с января по март 2025 года количество новых процедур банкротства компаний упало до 1,2 тыс., это почти на 32% меньше, чем в I квартале 2024 года и является минимальным показателем с 2011 года.
В этом году на 39% меньше кредиторов намерены обратиться в суд, их количество снизилось до 4,2 тыс. Связано это преимущественно со значительным повышением судебных пошлин. Компании предпочитают обращаться к процедурам реструктуризации.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.