Найти в Дзене
Александр Степанов

Памятник «ненужному» герою Олега Даля оказался ненужным

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

25 мая — день рождения замечательного советского актера Олега Даля. Поэтому вспомню историю, как несколько лет назад в Петрозаводске группа поклонников творчества Даля предложила установить ему памятник. В образе Виктора Зилова.

Ведь в 1979 году у нас снимался известный фильм «Отпуск в сентябре» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Часть сцен фильма снималась в районе пересечения улицы Московской и Октябрьского проспекта, где я живу, и по той дорожке, где Даль с Богатырёвым идут, хожу почти каждый день. Да и заведение, где они регулярно сидели, тоже одно из любимых в городе.

Сейчас это место выглядит так. Фото автора.
Сейчас это место выглядит так. Фото автора.

Был объявлен даже сбор средств на эскиз памятника, но идея заглохла. Может, оно и к лучшему. И сам фильм неоднозначный, а уж его главный герой — тем более. Помню, «Отпуск в сентябре» первый раз смотрел в юности, с отцом. Помню, что ему, человеку того поколения, он сильно не понравился. Отец заметил, что всё слишком мрачно…

Недавно пересмотрел «Отпуск в сентябре» ещё раз. Теперь я вполне понимаю цензоров, положивших этот фильм на полку почти на 10 лет. Вполне возможно, что они это делали искренне. И так в конце 70-х было ощущение, что всё идёт как-то не так (причём у большинства такие чувства были не антисоветские, а как раз просоветские), а тут ещё и «это».

Да, «Отпуск в сентябре» – крайне депрессивный и мрачный фильм, вызывающий очень противоречивые чувства. С одной стороны – великолепная игра Олега Даля и Ирины Купченко. С другой стороны, Леонов и Богатырёв как будто отбывают номер. Есть в фильме сильные эмоции, а есть какая-то фальшь и натужность.

Понятно, что этот фильм многим хочется представить как яркое обличение язв брежневского застоя. Но почему-то не получается воспринять его именно так. Ведь главный герой фильма Зилов — абсолютно пустой, слабый, подлый и не вызывающий сочувствия человек. Все его проблемы — от него самого. Если бы в конце фильма ему позволили нажать на курок, сильных переживаний у нормального зрителя это бы не вызвало. Но это моя точка зрения.

Хорошо по этому поводу написал историк и публицист Артем Кирпиченок:

«На заре советской культуры и цивилизации человек был богом (ибо других богов не предусматривалось), античным, греческим героем. Он совершает подвиги, он идёт к великой цели, он прекрасен и внешне, и душевно. Но начавшийся с 1960-х годов идейный и социальный кризис вывел на подмостки нового, не столь привлекательного героя. Удивительно, как Зилов из «Отпуска в сентябре» похож на Лукашина из «Иронии судьбы». Два совершенно пустых человека, заполняющие своё никчёмное существование пьяными выходками и при этом постоянно выходящие сухими из воды благодаря друзьям или любящим женщинам… Любопытно, что все эти персонажи, скорее всего, не дожили до старости. Какова была бы их судьба? Плакат «Хай живе КПСС на Чернобыльской АС» в конце 80-х, затем закрытая контора, друзья заняты выживанием, женщины вышли замуж за турок и уехали, алкоголь, продажа квартиры чёрным риэлторам и смерть от холода на скамейке. Вот самый логичный конец всех героев советского кинематографа 70–80-х годов».

Наверное, Зилов – это зеркало того слоя, который через 10 лет стал валить СССР. В этой связи, по примеру гостьи из будущего Алисы, можно представить, что было бы с героями этого фильма через 10–15 лет.

Герой Олега Даля стал бы «демократом», активно поддержал Ельцина, но с его пьянками и неумением выстраивать социальные связи, скорее всего, всё бы кончилось плохо. Хотя… В «святые 90-е» наверх всплывали и не такие.

Саяпин, которого играет Юрий Богатырёв, — человек безвольный. Скорее всего, он потерял бы свою непыльную работенку и спился.

Кушак (Евгений Леонов) — дядька всё-таки хороший. Успел бы выйти на пенсию, ходил бы на оппозиционные митинги, читал «Советскую Россию» и «Завтра».

А официант Дима – человек сильный. Смог бы стать успешным бизнесменом, может быть, даже авторитетным. В итоге его бы завалили парой выстрелов из ТТ на пороге приватизированного им заведения…

Впрочем, это просто игра ума. Кто-то из комментаторов заметил, что эти люди по-настоящему «плохого» в жизни не видели. И поэтому мало ценили то «хорошее», что имели. Бессмысленно ругать их за это и требовать идейного горения и жажды подвига. Так что, может, памятник Зилову в Петрозаводске был бы и кстати. Как предупреждение…

Еще публикация про советское кино - О двоедушии Рязанова, гостинице Тарковского и студии «Грузия-фильм» | Александр Степанов | Дзен