Найти в Дзене
Журнал Автограф

Привлекательный регион: российский девелопер рассказал про инвестиции в Алтай

Республику Алтай и Алтайский край инвесторы из других регионов видят как один рекреационный край. Они обращают внимание на то, как эти субъекты аккумулируют федеральные средства на развитие инфраструктуры, как власти общаются с бизнесом. Мы поговорили с Натальей Девятковой, основателем клуба инвесторов «Деньги в квадрате» и вице-президентом Российской гильдии управляющих и девелоперов, которая рассказала, как оценивается потенциал этой локации и в чем феномен ее привлекательности. Разговор состоялся в дни VII форума ALTAI REALESTAT 2025.

Интервью: Юлия Абрамкина; фото: Сергея Богомолова (предоставлено Союзом риэлторов Барнаула и Алтая)

-2

— Наталья, расскажите, какие регионы России сегодня наиболее перспективны с точки зрения туризма и инвестиций?

— Сейчас есть несколько регионов с растущим инвестиционным потенциалом: Новая Анапа, Дагестан, Калининград, Байкал, Камчатка, «Золотое кольцо» и, конечно, Алтай.

Вообще внутренний туризм — это быстрорастущий сегмент коммерческой недвижимости. 17% россиян имеют загранпаспорта, в 2024 году только 4% выезжали за границу. Это говорит о том, что мы активно путешествуем внутри страны.

Если говорить о цифрах, то в 2024 году численность туристов в краткосрочных средствах размещения выросла на 11,8% по сравнению с 2023 годом (по данным Росстата, в первом полугодии 2024 года в гостиницах и других коллективных средствах размещения России остановилось 38,8 млн туристов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. – Прим. ред.). Но если смотреть по регионам, то Байкал дал прирост почти на 10%, Камчатка — на 7,8%, а Алтай — на 23%. Это значит, что туристы голосуют рублём в пользу Алтая, в том числе, потому что он становится более доступным логистически. Сюда становится проще добраться.

У Алтая очень разнообразный туристический продукт. Это - оздоровительный туризм, сельский, гастрономический, экологический, событийный. Но для инвесторов важны маркеры роста. Первое — это историческое место силы с уникальным природным ландшафтом. Второе — масштабное строительство инфраструктуры. Вот это ключевой фактор для частных инвестиций и они есть на Алтае. В 2024 году в Алтайском крае было выделено 16 млрд рублей на строительство дорог — это сигнал для инвесторов.

Появляются крупные проекты, например, «Манжерок» в Республике Алтай. Когда возникает такой флагманский объект, вокруг него начинают развиваться и небольшие частные проекты, которые взаимодополняют друг друга. Строительство международного аэропорта в Горно-Атайске и вовсе мощнейший маркер роста экономики региона и сигнал для инвестора: «Приходи, тут будет расти турпоток и твой доход».

Так было в Сириусе (особая федеральная территория в Сочи с 2020 года. Призвана сохранить олимпийское наследие, стать центром развития инноваций и обучения одаренной молодежи. – Прим. ред.). Вместе с этим проектом вокруг выросли гостиницы, концертные залы, сервисы. Поэтому это были магниты для людей, которые приезжали отдыхать, потреблять услуги, классно и качественно отдыхать.

Кроме того, до 2030 года Алтайскому краю и Республике Алтай выделят по 6 миллиардов на развитие, увеличивают финансирование детского отдыха и строят новый аэропорт в Горно-Алтайске.

— Как регион может усилить свою привлекательность?

— Первое — это инфраструктура: дороги, коммуникации, газификация, электрификация, решение вопросов с канализацией и утилизацией мусора. Второе — легкие производства (Light Industrial) вдоль трасс. Это склады, небольшие перерабатывающие цеха, которые с одной стороны не вредят экологии, а с другой – обеспечивают регион продукцией и услугами. Это важно, потому что многие районы Алтая удалены от логистических узлов, в том числе железной дороги. Это значит, что для строительства, запуска и работы проектов все нужно вести дорогим автотранспортом.

Но и как в случае с такими Light Industrial, так и в случае запуска туристических и рекреационных объектов, заходя в этот Богом поцелованный регион главное – придерживаться принципа «не навреди». Здесь нельзя строить что попало — только бережные, экологичные проекты. Только сохраняя самый дорогой капитал Алтая – эго экологию и аутентичность.

И есть еще один фактор роста инвестпривлекательности региона – поиск новых возможностей. Как было в моем «материнском» регионе – в Тюменской области. Созданный там Координационный совет в поисках драйверов роста обратил внимание на неиспользуемый ресурс - термальные источники. Они легли в основу развития туризма региона, и за десять лет сбор налогов по этой статье вырос в восемь раз.

То есть раньше сюда люди ездили преимущественно в командировку по работе, а теперь отдыхать. Представляете, это все произошло буквально за 15 лет, когда мы вдруг обратили внимание еще на один ресурсы своего региона, которые раньше не развивали!

-3

— А если туристы снова массово поедут за границу? Не получится ли так, что вложения в инфраструктуру не окупятся?

— Это вечный страх предпринимателей: «А вдруг всё изменится?». Это нормальная человеческая реакция. Но если мы будем бояться, ничего не создадим. Задача предпринимателя просчитать и минимизировать риски, увидеть возможности, решиться, а дальше нести ответственность за свой проект. Если мы будем все время бояться, то мы никогда с вами ничего не создадим

Алтай — место силы, которое всегда будет привлекать людей. У него всегда будет потенциал. Всегда. Понимаете? Потому что у него есть уже наработанная годами и столетиями история, которая всегда будет привлекательна для людей. Они захотят прикоснуться к этому. В мире миллиарды людей, которые хотят путешествовать, покупать, развиваться. И в России таких много.

— Какой совет вы дадите Алтаю для привлечения инвесторов?

— Нужна чёткая стратегия:

1. Разработать концепцию территориального развития, чтобы четко понимать, какие локации заточены под деловую активность, какие под рекреационную зону.

2. Прописать портрет инвестора и самому выходить на них. Буквально звать того, кого реально хочешь видеть, а не получать того, кто сам решил прийти и принес непонятный проект.

3. Создать координационный совет из бизнеса, власти и общественных организаций.

Цифра: 82 млрд рублей – размер инвестиционного портфеля Республики Алтай в 2025 году