Найти в Дзене
Украина.ру

Александр Крамаренко: После разговора Трампа и Путина Украина останется один на один с Россией

   © РИА Новости . Евгений Биятов
© РИА Новости . Евгений Биятов

Украина требует 30-дневное перемирие, тем самым признавая свое поражение, заявил Чрезвычайный и полномочный посол Александр Крамаренко в интервью изданию Украина.ру.

Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп третий раз в этом году поговорили по телефону. Разговор 19 мая длился более двух часов. Первым итоги подвел Владимир Путин.

— Александр Михайлович, Владимир Путин сообщил, что разговор с Трампом продолжался более 2 часов. Это много или мало для телефонных переговоров?

— Я бы сказал, что это много. Пока не было личной встречи между лидерами России и США, поэтому им приходится беседовать по телефону. Именно этим, видимо, объясняется длительность состоявшегося диалога. По сути дела, это даже не разговор, а телефонные переговоры между главами государств.

Два предыдущих звонка, кстати, были не менее длинными по продолжительности. Это говорит о взаимной заинтересованности президентов в контакте и в решении вопросов, которые имеются у России и США, или международных проблем, в урегулировании которых обе стороны участвуют.

— Владимир Путин разговаривал с Дональдом Трампом не из Кремля, а из детского центра Сириус в Сочи. Что это значит с точки зрения политического этикета?

— Никакого политического этикета на этот счет не существует. При современных средствах связи лидеры могут связаться друг с другом из любой точки мира. Также к разговору могут быть подключены их помощники, которые находятся в другом месте или помещении.

Это лишь еще раз подчеркивает, что и Москва, и Вашингтон заинтересованы в контакте и ведут себя в этом плане практично и прагматично.

— Что важного в этом новом этапе переговоров, на ваш взгляд?

— Судя по заявлениям, которые по итогу телефонного разговора сделали президент России, его помощник Ушаков и пресс-секретарь Песков, судя по тому, что Трамп охарактеризовал разговор с Путиным как положительный, судя по сообщениям иностранных СМИ о контактах Трампа, последовавших после беседы с европейскими лидерами, — я думаю, речь идет о том, что отношения стран развиваются. Пока что это происходит на уровне лидеров, но позитивный настрой передается ниже по бюрократической лестнице.

Думаю, что атмосфера, которая характеризует контакт Москвы и Вашингтона, дружественная и, я бы даже сказал, сердечная, что шокировало европейских союзников Трампа. Мы видим, что отношения США и России действительно развиваются, в том числе предстоит символический обмен заключенными между странами.

Эта гуманитарная акция вызывает однозначно позитивные эффекты и в Соединенных Штатах Америки, и в России. Это также придает оптимистичный характер нашим отношениям с Америкой, которые были, по сути дела, заморожены, а Россию демонизировали.

Напомню, предшественник Трампа Байден вообще не контактировал с президентом Путиным, считая, что можно жить вне коммуникаций с Россией. Сейчас это кардинально изменилось, произошел поворот на 180 градусов. Я надеюсь, что позитивная атмосфера переговоров США и России, от которой их лидеры получают удовлетворение, позволит постепенно двигаться в направлении нормализации отношений стран.

— Россия готова работать над меморандумом с Украиной, включающим прекращение огня. Странам необходимо найти компромиссы, которые устроили бы все стороны. Такие заявления сделал Владимир Путин по итогам разговора с Трампом. О каких компромиссах идет речь? И как может выглядеть упомянутый меморандум?

— На встрече в Стамбуле, которая возобновила прямые, двусторонние контакты России с Украиной, упоминался меморандум. То есть говорилось, что стороны через какое-то время обменяются проектами меморандумов — как они видят режим прекращения огня.

Я думаю, что заявления Владимира Путина сигнализируют, что предполагается пакетное решение: принципиальные договоренности, которые войдут в мирный договор (а это прежде всего границы и удовлетворение наших принципиальных требований), и частью этого процесса будет прекращение огня.

Напомню, что 14 июня 2023 года на встрече с руководством МИД России президент Путин сказал, что мы готовы немедленно прекратить огонь, как только украинские войска покинут территорию наших исторических регионов, которые называют новыми. Это Донецкая, Луганская, Херсонская области и Запорожье.

Так что для нас прекращение огня не проблема, но должно быть обусловлен тем, о чем мы договоримся в принципе и тем, что войдет в мирный договор. Он должен иметь основополагающее правовое значение не только для России и Украины, но и для широкого международного сообщества.

-2

— Как вы считаете, будет ли Трамп менять линию поведения в отношении Украины?

— Важно осознавать, что Трамп унаследовал этот конфликт от предыдущей администрации Белого дома. Трамп прямо говорит, что это война Байдена, а он вынужден заниматься урегулированием конфликта, поскольку получил его по наследству.

Трамп также отметил, что не поддерживает нарратив о российской агрессии: дескать, Россию совместно спровоцировали администрация Байдена и руководство современной Украины.

То есть этот конфликт нынешний лидер Америки рассматривает как препятствие на пути нормализации отношений с Москвой. Он заинтересован в этом, поскольку желает следовать великодержавной дипломатии. У ведущих государств мира свои интересы, и они должны сотрудничать между собой, чтобы решать те или иные проблемы международного и регионального характера.

В данном случае украинский конфликт носит характер регионального, но с широкими глобальными последствиями. Поэтому для Трампа этот конфликт вторичен.

А, судя по тому, что сообщают СМИ по итогам разговора Трампа с евролидерами, в Европе его контакт с Путиным интерпретировали как мягкий выход США из украинского конфликта. То есть, все остается на усмотрение России и Украины. Европейским странам, которые поддерживают Зеленского, нужно сделать выводы.

Еще один важный момент. Начало двустороннего процесса между РФ и Украиной позволило Трампу начать уход из украинского конфликта. После разговора с нашим президентом он четко заявил, что никаких дополнительных санкций против России вводить не будет, равно как и оказывать на нас дополнительное давление. Теперь вопрос должен решаться в двустороннем порядке.

Это была принципиальная позиция России, которую Трамп поддержал. Поэтому и состоялся первый раунд возобновленных двусторонних переговоров с Стамбуле. Так что, процесс пошел, и я думаю, что Украине из него выйти уже не получится.

© РИА Новости . Рамиль Ситдиков
Перейти в фотобанк
Переговоры России и Украины в Стамбуле
© РИА Новости . Рамиль Ситдиков Перейти в фотобанк Переговоры России и Украины в Стамбуле

— История дипломатии показывает, что при урегулировании выигрывают и посредники, реализуя те или иные свои интересы, например, территориальные. Одновременно они могут служить гарантами заключенных соглашений. Американцы уже получили соглашение по контролю над природными ресурсами Украины, которое обеспечивает им ставки в её экономическом развитии. На что ещё они претендуют?

— Я думаю, что мы априори будем считать: раз США экономически присутствуют на Украине (той, которая останется и с которой мы заключим мирный договор), то они, естественно, должны гарантировать соблюдение обязательств Киевом по этому соглашению. Но это лишь предположение, которое следует из статуса США как глобальной державы и ее двусторонних отношений с Украиной и Россией.

Даже если США оставят формальный статус посредничества, они все равно участники конфликта. Потому что поставка вооружений и боеприпасов по принятым еще при Байдене решениям продолжается. Из того, что заявил Трамп следует, что в дополнительных решениях по военной поддержке ВСУ у нынешней администрации надобности нет.

Они наладили двусторонний процесс, пусть стороны договариваются, таков подход.

— Если мы придем к каким-то договоренностям с Украиной, будет ли все-таки продолжаться ее милитаризация?

— Эти нюансы были согласованы три года назад в документе, от которого Киев отказался под давлением англосаксов, когда приезжал Борис Джонсон. Именно поэтому наша делегация во главе с Владимиром Мединским четко заявила, что мы хотим продолжить прерванные в 2022 году стамбульские переговоры по урегулированию боевых действий.

Именно на основе того, о чем уже договорились, мы планируем выстраивать новые соглашения с Украиной. Как я понимаю, там были в том числе пункты об ограничении вооружений, которыми Украина может располагать, пункты по Военно-промышленному комплексу и по проведению националистической пропаганды на официальном уровне.

Поэтому Киев хочет начать с нуля, но так не получится.

© POOL
Перейти в фотобанк
Переговоры России и Украины в Стамбуле
© POOL Перейти в фотобанк Переговоры России и Украины в Стамбуле

— Каким будет следующий шаг к миру, как вы считаете?

— Двусторонний процесс, я думаю, будет продолжен.

Есть у англичан такой термин: "продолжай играть, не выходи из игры". Так вот этот принцип сейчас распространяется на украинскую сторону в рамках двустороннего переговорного процесса с Россией. Если украинцы из него выйдут, то будут смотреться как сторонники войны, которым не нужен мир.

При этом отмечу, что требование и настоятельное обращение Киева к своим партнерам и к России относительно 30-дневного перемирия — это завуалированное признание Украиной своего поражения и просьба о мире. Будем к этому относиться соответственно.

Более подробно о том, насколько телефонная дипломатия продуктивна по сравнению с личными встречами, в интервью Анны Черкасовой с экспертом Это давление Британии и ЕС на США. Василий Корчмарь о том, зачем Трамп звонит Путину по Украине.

Анна Черкасова

СВО
1,21 млн интересуются