Почему важно не превращать учёбу в гонку за результатами и как сделать, чтобы у ребенка благодаря хорошему образованию в школьные годы появилась дополнительная профессия. Какая мотивация развиваться интерес к обучению сработает для вашего ребенка.
Математические олимпиады бывают разного уровня. И на самом верхнем уровне начинается спорт высоких достижений. А в спорте высших достижений есть такая примета - чем раньше ребёнка поставить на конвейер результатов, тем быстрее он с этого конвейера слетит.
Для того, чтобы математика стала интересом всей жизни и ребенок захотел к ней возвращаться вновь и вновь, важно двигаться через интерес и расширение кругозора. Если пойти по пути достигаторства, то ребенок быстро выгорает.
Интерес — основа настоящих достижений
Нейробиологи своих исследованиях подчёркивают, что устойчивые высокие результаты возможны только там, где есть внутренняя мотивация. Если ребёнок занимается чем-то из-под палки, рано или поздно он выдохнется. Если почитать интервью с победителями олимпиад 10-11 класса, которые дошли до самых высоких результатом, то в каждом из них есть доказательство того, что ребенок двигался на волне интереса.
Такие дети обычно говорят, что большую часть пути они прошли потому что им нравилось решать задачи, нравилось читать книги, получили удовольствие от доказанной теоремы, от того, что задача долго не сдавалась, но в итоге получилось найти свое решение, нравилось смотреть документалки, разбирать сложные темы, было интересно проверить себя. И это помогло — ребенок не нервничал и решал задачи спокойно.
Интересная мысль в том, что если ребенок на олимпиаде ребенок борется с задачей, а не с другим ребенком, он меньше волнуется и получает больше удовольствия от процесса.
Давление убивает любознательность
В фигурном катании юные спортсменки часто «сгорают» к 18 годам, потому что их выжимали ради медалей, а не ради долгой карьеры. То же самое происходит с детьми на олимпиадах: если школа или родители требуют «обязательно взять диплом», ребёнок начинает бояться неудачи, теряет азарт и интерес.
Победы как следствие интереса
Есть такие победители олимпиад, которых «натаскивали» на результат. Во взрослой жизни они оказываются не адаптированными к реальности, в итоге далеки от науки и далеки от самореализации — потому что их интерес убили достигаторством, а после дипломов наступила пустота. Твой статус победителя олимпиад будет очень быстро забыт. А останется навык трудиться, новые замечательные друзья, стремление разобраться, собраться и сделать и другие важные качества характера. Ради них и стоит вовлечь ребенка в эту среду.
Олимпиадные задачи требуют нестандартного мышления. Здесь нет шаблонов: каждая задача — маленькое исследование, требующее любопытства и гибкости ума. Как будто разгадываешь детектив.
Натасканный ученик видит знакомый тип — решает. Незнакомый — паникует. Увлечённый — азартно копает дальше.
Интерес рождает упорство. Многочасовых размышлений над одной задачей без внутренней мотивации просто не будет.
Настоящая математика — это искусство. А искусству нельзя научить из-под палки.
Что делать родителям?
1. Поощрять любопытство, а не гнаться за наградами.
2. Не сравнивать с другими. Олимпиады — это про собственный рост, а не про «быть лучше Пети» и от тебя не все зависит, есть его величество случай.
3. Давать право на ошибку и помогать переживать ошибки вместе. Неудача — не конец света, а начало для нового обучения.
Расскажите, что на самом деле результаты в олимпиадах не могут быть стабильными и вообще появляются после десятков попыток.
На регионе ты может решишь все задачи, а в финале — половину и получишь только похвальную грамоту. Год спустя — уже диплом. Решил на одну задачу больше — и вот уже призёр. Потом — диплом победителя. А после этого на турнире — 0 баллов и разочарование.
Именно благодаря такому опыту ребенок поймет, что лучше сосредоточиться на том, что получается и поймет, что именно у него получается.
4. Следить за мотивацией. Если ребёнок говорит «Мне это неинтересно» — возможно, его просто перегрузили «достигаторством».
5. Не заставляйте ребёнка «готовиться к олимпиадам». Лучше предложите: «Хочешь разобрать красивую задачку?»
6. Говорите о том, как интересно подумать, порассуждать. Даже одна искренне решённая «для себя» задача даст интерес.
7. Все великие математики начинали с вопроса «А как это работает?», а не с крика «Я должен победить!». Интерес — это топливо для настоящих побед.
8. Есть множество великих ученых, инженеров, программистов, других успешных людей, которые ни разу не участвовали в олимпиадах и состоялись в жизни. Не расстраивайтесь, если ребенок откажется.
9. Приучайте к базовым вещам, которые ведут к победам. Ежедневной дисциплине, труду и регулярной работе, умению управлять своим расписанием, делать задания самостоятельно и всегда. Без них не будет результатов на олимпиадах.
Формируем правильный настрой
На закрытии финала ВСОШ в Сириусе Александр Владимирович Антропов, который выступал от имени Т–Банка, сказал важные слова, которые стоит услышать каждому, кто начинает путь в олимпиадах:
«Меня не определяет, сколько задач я решил. Если вы не получили диплом — это ничего не говорит о вас.
Это грустно, да. Но это всего лишь 4–5 задач из 8, которые надо было решить в конкретные два дня. Важно, как вы живёте остальные 363. Какой выбор вы делаете: сдаться, попробовать себя в другом, или дальше заниматься.
Если вы получили диплом — это тоже не так много говорит о вас.
Да, это крутая строчка в резюме, поступление в любой вуз, премии. Но через 10 лет об этом никто не вспомнит. А вот чем вы занимались эти 10 лет — это будет важно.
Бывает, сидишь и думаешь: зачем вообще вся эта олимпиада, если потом — ни диплома, ни «подставьте сами». Не знаю. Но я точно видел, как люди находили друзей, учителей, путь в жизни. И это, возможно, важнее, чем 6 задач из 8.»
Используем подготовку к олимпиадам для более значимых целей
Олимпиады должны быть праздником ума, а не стрессом. Пусть ребёнок участвует в них ради интереса, а не ради грамот, а победа будет приятным приложением сверх ожиданий.
Меньше давления, больше любознательности. И тогда ваш ребёнок найдёт то, что ему действительно по душе. А не то, что нужно вам для родительской самооценки.
Если вы хотите настроить ребенка на победы в олимпиадах самого высокого уровня, то поговорите с ним о том, ради чего он это делает. Например, чтобы благодаря дипломам у тебя появился больше выбор, сможешь выбирать самые лучшие школы, самых лучших педагогов, а потом вузы и получить преимущество в конкурентных направлениях.
Поездки на финалы олимпиад - это возможности познакомиться с интересными людьми, наставниками, путешествовать, развивать самостоятельность, жизненный опыт, тренировка умения собраться и преодолеть себя и много других жизненных навыков.
Говорить о серьезном настрое «ботать» можно тогда, когда ребенок научился работать самостоятельно помимо занятий. Если он еще не привык домашку дополнительную делать, говорить об этом рано, надо сначала приучить его трудиться.
Если ребенок занимается регулярно математикой, а на занятиях уделяется достаточно вниманию тому, чтобы выслушать рассуждения ребенка, разговорить его, научить объяснять, то у ребенка появляется способность преподавать математику.
Может быть он никогда этим не воспользуется, но точно ему пригодится этот навык доступно и интересно объяснять во всех сферах жизни, в работе в команде и с собственными детьми. Расскажите ему об этом.
Если вы хотите не просто секреты, а системный подход, то ответьте на несколько вопросов. Попробуйте открыть в ребенке интерес к тому, что он делает. Математика — это новая суперсила.
Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм
🔔 Подпишитесь — расскажем, как превратить «не хочу» в «дай задачу посложнее».
Вам может быть интересна статья: