Найти в Дзене
Cepeshland

Плетенный человек (1973) (Харди Р.)

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Оценка по ШЦ: 8 из 10

Синопсис

На небольшой остров Саммерайленд, расположенный у берегов Шотландии, приплывает полицейский инспектор сержант Гови, чтобы расследовать исчезновение местной девочки-подростка.

Общие впечатления

Как я уже не раз говорил, кино бывает двух видов: фильмы – произведения искусства, заставляющие задуматься, и фильмы – увлекательные зрелища, призванные развлечь. “Плетеный человек” блестяще балансирует между этими двумя ипостасями, предлагая зрителю одновременно завораживающее зрелище и глубокое философское размышление. Недаром прославленный Кристофер Ли, исполнивший роль лорда Саммерайла, согласился сниматься в этом фильме бесплатно, считая его лучшей работой в своей карьере. В чем же секрет этого культового фильма? Как ни странно, в простоте и универсальности заложенной в нем идеи – в вере.

На первый взгляд, “Плетеный человек” кажется фильмом ужасов, и определенные элементы саспенса, безусловно, присутствуют. Однако, по-настоящему пугает в этой картине другое – ее реалистичность. На протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение обыденности происходящего, словно все, что мы видим на экране, могло произойти на самом деле. Именно поэтому, после просмотра невольно тянешься к поисковику, чтобы узнать, не основана ли эта история на реальных событиях.

Робин Харди, режиссер, и Энтони Шаффер, сценарист, создали два абсолютно разных, несовместимых мировоззрения. С одной стороны – религиозный фанатизм сержанта Хоуи, искренне верующего христианина, придерживающегося строгих моральных принципов. С другой – религиозный пантеизм лорда Саммерайла и жителей острова Саммерсайл, поклоняющихся силам природы и живущих в соответствии с древними языческими традициями.

Но дело здесь не столько в различиях между религиями, сколько в столкновении двух культур, двух несовместимых способов существования. Именно поэтому все, что видит и слышит Хоуи на острове, так глубоко его шокирует и оскорбляет. Его возмущает не только их языческая вера, но и их свобода, их непринужденность, их отсутствие чувства вины и стыда. А больше всего Хоуи потрясает та естественность, с которой жители острова воспринимают свой образ жизни. Для них, с их укоренившимися традициями и тесной связью с природой, именно сержант с его устаревшими принципами выглядит странным и нелепым.

Начавшись как детективная история о пропавшей девочке Роуэн Моррисон, фильм постепенно трансформируется в философский диалог, кульминацией которого становится беседа между Хоуи и Саммерайлом. В этом разговоре мы узнаем историю острова, его языческие корни и мотивы его жителей. Саммерайл объясняет, что их вера – это не просто пережиток прошлого, а осознанный выбор, способ выжить и процветать в гармонии с природой. Он утверждает, что их языческие ритуалы помогают им обеспечивать хороший урожай и сохранять плодородие земли.

Стоит повториться: то, как досконально и убедительно показан языческий культ на острове, в сочетании с концепцией закрытого мира (отдаленный остров возле Шотландии, отрезанный от остального мира) создает картину, не имеющую ни конкретного места, ни времени. Это притча о столкновении цивилизаций, о нетерпимости, о вере и о цене, которую приходится платить за свои убеждения.

Все это великолепие дополняется крайне уместными музыкальными темами, сочетающими в себе народные мотивы и тревожные ноты, создающими атмосферу нарастающего напряжения. А пейзажи хмурой, суровой Шотландии с ее скалистыми берегами и серым небом только усиливают ощущение изоляции и безысходности.

Блестящие роли Кристофера Ли и Эдварда Вудварда придают происходящему ощущение почти документальной достоверности. Ли играет Саммерайла с дьявольским обаянием и хитростью, а Вудвард создает образ человека, разрываемого внутренними противоречиями и готового пойти на все ради своей веры. Апогея это ощущение достигает в финальной сцене, когда мы видим Хоуи, заживо сгорающего в огромном плетеном человеке, принесенного в жертву языческим богам. В этот момент трагизм ситуации достигает своего апогея. Хоуи, искренне верующий человек, становится жертвой чуждого ему мира, мира, который он не понимает и не принимает. И его гибель – это не просто смерть, а символ поражения его веры и его принципов.

“Плетеный человек” – это не просто фильм, это опыт, который заставляет задуматься о природе веры, о границах толерантности и о том, что происходит, когда сталкиваются два несовместимых мира. Это фильм, который еще долго будет преследовать вас после просмотра, заставляя возвращаться к нему в мыслях и открывать для себя новые смыслы. И, возможно, именно в этом заключается его великая сила – в способности будить разум и провоцировать на размышления.

https://www.youtube.com/watch?v=a-tDnavDCwI
#Фильм

t.me/Cepeshland - мой основной канал о фильмах, сериалах, аниме, мультсериалах, музыке, книгах - подписывайтесь, буду рад поделиться впечатлениями.