Репортаж с международной выставки вертолётной индустрии HeliRussia-2025, которая проходила с 15 по 17 мая 2025 года
В отличие от самолетов, которые довольно быстро обрели популярность, у вертолетов путь к признанию занял куда больше времени. Более-менее осознанно их стали примерять в годы Второй мировой войны, а резкий скачок в развитии случился в 50-е годы. Тогда вертолеты стали по-настоящему массовым явлением. На этом фоне не стоит удивляться, что интерес к данным летательным аппаратам ниже, чем у самолетов. Тем не менее, у вертолетов есть своя ниша, включая и мероприятия, которые им посвящены.
В России центральным и по сути единственным крупным мероприятием, посвященном вертолетной тематике, является международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia. Проводится она уже давно, с 2008 года. Здесь не показательных выступлений, тем не менее, салон вполне развивается и проходит на регулярной основе. А еще он является своеобразной лакмусовой бумажкой с точки зрения развития вертолетной индустрии. Последние выставки, включая HeliRussia-2025, которая проходила с 15 по 17 мая 2025 года, показывает приоритеты развития беспилотной винтокрылой авиации.
Следует отметить, что несколько иная концепция HeliRussia, если сравнивать с тем же МАКС, связана с целым рядом особенностей выставки. Начиная с того, что она изначально рассчитана на несколько иной формат посетителей. Об этом говорит и время проведения, которое затрагивает всего один выходной день. Это и немудрено, ведь главной целью выставки являются деловые встречи и переговоры. Международной данная выставка является совсем не для галочки, зарубежные гости тут появляются довольно часто. Ради всего этого HeliRussia и проводится.
Кому-то, конечно, такой формат может показаться скучным, но далеко не все подобные мероприятия проводятся для показательных выступлений. Кроме того, последние несколько лет выбранный формат действовал для HeliRussia как палочка-выручалочка. Уже упомянутый авиасалон МАКС вынужденно "приземлили", когда его начнут проводить снова, вопрос крайне интересный. А вот HeliRussia, где никто никуда не летит, никуда не делась. Она проводится в привычном формате, соответствуя требованиям безопасности. Да, нишевая выставка, зато проводится.
Выставочный формат позволяет обойтись и макетами, хотя натурных образцов на HeliRussia-2025 более чем хватало. В том числе это касалось главной новинки - беспилотного летательного аппарата Сухой С-76. Этот могучий "гибридный" беспилотник впервые показали на форуме "Армия-2024", но тогда он явно был не на первых ролях. Сейчас же грузовой беспилотный аппарат, способный тащить нагрузку до 300 кг на дистанцию до 500 км, являлся главным экспонатом выставки. Беспилотник поистине огромный, самое главное, что он предлагается как автоматизированная система.
Без обычных вертолетов выставка, естественно, не обошлась. В роли примы выступил перспективный вертолет АП-55 (Авиапроект 55), совместная разработка кизлярского АО "Концерн КЭМЗ" и АО "Авиапроект". Выполнен он по соосной схеме, относится к классу легких вертолетов. Весьма современно выглядящий пятиместный аппарат создан по классической схеме для легких вертолетов. Двигатель АП-55 расположен в хвостовой части, он позволяет развивать скорость в районе 240-260 км/ч, с максимальной дистанцией полета 900 километров. Представленный на выставке экземпляр лётный.
Тем не менее, HeliRussia-2025, как и предыдущие выставки, четко показала, за какими аппаратами сейчас будущее. Конфликты последних 10 лет, и прежде всего СВО, стали катализаторами развития беспилотников, прежде всего ударных и разведывательных. Вообще HeliRussia является выставкой, где показывают скорее мирную продукцию. Но беспилотных летательных аппаратов военного назначения тут было приличное количество. В том числе и от ZALA. "Ланцет", конечно, тащить не стали, но представленные на выставке аппараты явно не только для простого наблюдения.
Очень интересным моментом стало то, что на HeliRussia-2025 имелась довольно сильная экспозиция китайских производителей. Собственно говоря, Китай стал едва ли не главным выгодополучателем от развития беспилотников. Чья продукция используется по обе стороны фронта, известно хорошо, и сейчас именно Китай находится в лидерах. Поэтому не стоит удивляться, что там очень активно работают над самыми разными беспилотными системами. Так что ассортимент ожидаем, как и его военная направленность.
Еще одним интересным моментом стало то, что для беспилотников очень активно используются схемы, которые не сработали в обычной авиации. Су-76 и ряд других беспилотников, которые были представлены на выставке, выполнены по "гибридной" схеме с подъемными двигателями и отдельной силовой установкой, которая используется в горизонтальном полете. Данная схема не нашла себя на больших самолетах, а вот в случаях с беспилотниками используется очень активно. Причем речь совсем не про экспериментальные образцы, а вполне серийные аппараты, в том числе воюющие.
Были на выставке и весьма необычные аппараты, например, семейство многоцелевых беспилотников "Одуванчик". На "Армии-2023" демонстрировался один вариант, сейчас их уже несколько, причем товар совсем не штучный. Вовсю идет развитие семейства. Не обошлось и без темы FPV-дронов, которые за последние несколько лет стали одним из очень важных элементов поля боя. Наличие отдельной зоны, где летали FPV-дроны, также показательно. То есть тема активно развивается.
С этой точки зрения HeliRussia-2025 стала крайне интересным событием. Развитие беспилотной темы продолжается, в вертолетном секторе она заполняет всё новые сегменты. Вовсю идет обсуждение законодательной базы, связанной с гражданскими дронами. Так что появление С-76 можно считать показательным событием. И таких аппаратов создается немалое количество. Верный знак, что формируется новая ниша среди техники, имеющей отношение к вертолетам.
Видео по теме:
Другие материалы по "авиационным выставкам:
Репортаж с первого дня Международного Авиакосмического Салона МАКС-2021
Репортаж с международной выставки вертолётной индустрии HeliRussia-2024