Нидерландский ботаник Матиас Лобелиус (Матиас де Л’Обель 1538-1616) изучал медицину и естественные науки в университете Монпелье у знаменитых врачей и ботаников Гийома Ронделье и Жак Саломона Дассаса. Совершал ботанические экспедиции по Лангедоку и Англии вместе с Пьером Пена, где собрал довольно приличную ботаническую коллекцию. С 1571 по 1584 гг. проживал в Антверпене (Нидерланды), где занимался медициной, собирал и описывал растения и впервые систематизировал их по форме листьев, ввел понятие рода и семейства, которым позже воспользовался Карл Линней. С началом войны в Нидерландах, Лобель в 1584 году переселился в Великобританию, где стал смотрителем ботанического сада Ханкли и врачом короля Якова I.
В 1570 году Лобелиус вместе с Петрусом Пена издают в Лондоне книгу под названием - «Nova stirpivm adversaria: perfacilis vestigatio, lvcvlentaque accessio ad priscorum, praesertim Dioscoridis, & recentiorum, materiam medicam…», в которой авторы предприняли попытку расположить растения в соответствии с их родством и наблюдениями ботанико-географического характера.
Группа растений, в которую вошли пионы, выглядела следующим образом:
Ниже описание трех видов пиона в «Nova stirpivm adversaria…» в моем переводе:
Пион женский (Poeonia fæmina).
С самым достойным именем Аполлона и с помощью его счастливой руки преславный Пеоний, который как будто различался по полу: мужской и женский. Оба пиона мы собрали на крутых вершинах женевских Альп и нормандском Вегане, а оттуда, в лесах, неподалеку от другой знаменитой горы под названием Волк (Lupi), в период весеннего цветения и в начале лета. Где оба встречаются одинаково часто; однако в садах женский пион больше известен, и поэтому чаще используется.
Для лекарственных целей используют женские растения. Как и у Asphodelus, Cyperus major или Oenathes, они с одним клубневидным узлом у основания и широко распростертыми, волосовидными, рыжеватыми, продолговатыми и более тонкими корнями чем у «разнородных» пионов. Прорастающие весной из земли побеги сияют багровым цветом. Листья между Черным морозником и Смирной, разрезные, немного волнистые, обратная сторона сизого и белого цветов. Цветки с розовыми лепестками и более крупными, насыщенными чашечками, как у садовой мальвы, затем следуют три фолликула плода, как считается похожими на миндаль, и такими же твердыми, того же цвета, растрескивающимися при созревании, как стручок Черного морозника, и открывающим пурпурные семена, красноватые, продолговатые, блестящие, гладкие, упакованные в стройный ряд, мало чем отличающийся от ягод граната. Полностью спелые, черные, блестящие, с сердцевиной; с лекарственным привкусом, острые, слегка вяжущие, с некоторой сладостью и горечью.
Пион мужской (Poeonia mas).
С более простым корнем, не распластанным, а более прямым и длинным; Он имеет две, иногда три крупные плети, пахнет, внутри белый, снаружи красноватый. Листья как у грецкого ореха, но меньше по размеру и форме, более толстые, напоминают листья Терпентинного дерева или Стафилодендрума. Плоды похожи на стручки женского пиона, но с изящно круглыми семенами похожего цвета.
Пион разнородный нейтральный (Poeonia promiscua seu Neutra).
Поскольку морской Пион не был обнаружен, некоторые травники считали его смешанным видом, и мы посчитали уместным назвать его «разнородным», как будто это смесь обоих видов и ни того, ни другого. Ибо если вы сравните ту часть, которая находится над землей, вы скажете, что он мужской. Если посмотреть на выкопанные корни, то можно сказать что женский; разве только, что они стали толще и крупнее.
Возможно, Плиний Старший ошибался, сказав, что листья морского пиона пахнут миррой, но нам неинтересно это опровергать, нет времени и нет желания усердно этим заниматься. Это Смирна пахнет миррой, и она повсюду, как бы вы ни говорили, в садах и в обиходе. Этот пион многолетний.
В следующей книге «Plantarum seu stirpium historia», изданной в Антверпене в 1576 году, Лобель изобразил 2191 растение и сделал указатель растений на семи языках. Большинство изображений было взято из работ Клузиуса. Р. Додоенса и Пьерандреа Маттиоли и являлось результатом их дружеских взаимоотношений.
Эта работа была сделана как дополнение к «Nova stirpivm adversaria».
В книге проиллюстрировано 4 пиона; Paeonia faemina, Paeonia mas, Paeonia promiscua seu neutra и Paeonia foemina Polyanthos, с небольшими примечаниями из цитат Диоскорида и Галена, которые более подробно описаны в моих предыдущих статьях.
Для женского пиона он отмечает разновидность с белыми цветками, полученную неким Д. Брансионом из Верхней Германии. "Varietas. Albo flore diuersam ex Germania superiore nactus est D. Brancion".
А также махровую форму женского пиона - Paeonia foemina Polyanthos, сопровождая небольшим коментарием:
«Бельгийские сады украшены великолепным многообразием цветов, которые по своей махровости и аромату подобны маку, а по размерам не уступают самому большому цветку садовой мальвы, а иногда и намного превосходят его».
Так как изображения из «Plantarum seu stirpium historia» были отдельно переизданы в 1591 году в более качественном альбомном формате, в книге Лобелиуса под названием - «Изображения растений, как экзотических, так и местных, для изучающих гербарии, в двух частях…» (Icones stirpium, seu, Plantarum tam exoticarum, quam indigenarum: in gratiam rei herbariae studiosorum in duas partes digestae: cum septem linguarum indicibus, ad diuersarum nationum vsum…), то в этой статье использованы изображения пионов именно из неё.
Эти замечательные книги эпохи Возрождения были изданы знаменитым книгопечатником Кристофом Плантеном («Человек научивший мир читать»), который оказал огромнейшее влияние не только на иллюстрированные издания, но и на искусство ботанических книг, которому подражали вплоть до середины XVII века.