Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Не всё так просто в авиастроительном королевстве

До конца 2026 года Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА) предстоит завершить сертификацию лёгкого многофункционального самолёта ЛМС-901 «Байкал». Этот проект, разрабатываемый подразделением «Байкал-Инжиниринг» с 2019 года, предназначен для местных авиалиний. Первоначально планировалось завершить сертификацию базовой версии самолёта без автопилота и прочих ограничений к концу 2022 года. Затем, с 2023 года, должны были начаться серийные поставки.

Специалисты из НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», привлечённые для оценки лётных испытаний ЛМС-901, высоко оценили его устойчивость и управляемость в большинстве режимов полёта. Однако на взлётно-посадочных режимах были выявлены проблемы, требующие изменений в конструкции шасси, хвостового оперения и системы управления.

Лётные испытания, стартовавшие 30 января 2022 года и завершившиеся весной 2024 года, охватывали различные аспекты работы самолёта. Для проверки эффективности внесённых изменений было проведено 20 полётов на втором опытном образце.

В августе 2022 года ООО «Аэросервис» и УЗГА заключили предварительное соглашение о поставке семи самолётов ЛМС-901. Эти машины будут оснащены воздушным винтом АВ-901 и турбовинтовым двигателем ВК-800СМ. Первоначально планировалось начать поставки в 2025 году, но из-за конструктивных недостатков сроки испытаний и сертификации были сдвинуты. Необходимость использования двигателя ВК-800СМ также замедлила процесс.

В апреле 2025 года УЗГА и Минпромторг подписали новый договор на разработку ЛМС-901 с отечественным двигателем. Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что поставки самолётов начнутся в конце 2026 года. Заказчиком выступает авиакомпания «Аврора», заключившая договор на покупку 95 машин. Стратегическая программа развития авиационной отрасли предусматривает выпуск 139 самолётов ЛМС-901 к 2030 году.

Вице-премьер Юрий Трутнев прокомментировал ситуацию в проекте ЛМС-901 «Байкал». Контракт на 10,4 миллиарда рублей предусматривает создание и доработку опытных образцов двигателя ВК-800СМ, винта АВ-901, а также самого самолета. Также запланированы предварительные испытания самолета и его компонентов с 2020 по 2026 годы, статические испытания, сертификационные работы и подготовка всех необходимых документов. Окончание всех этапов проекта намечено на 17 декабря 2027 года.

Первый полёт
Первый полёт

Однако 14 мая работы над самолетом были приостановлены из-за критики проекта вице-премьером Юрием Трутневым. Он указал на ошибки в проектировании, которые увеличили длину взлетно-посадочной полосы с 600 до 1200 метров. В связи с этим он подчеркнул важность ремоторизации Ан-2 с использованием турбовинтового двигателя.

Министерство промышленности и торговли опровергло заявления о прекращении работ по проекту. Оно сообщило, что опытно-конструкторские работы продолжают идти, а внесенные изменения признаны специалистами НИЦ имени Жуковского. В ведомстве уточнили, что в ходе испытаний выявили замечания летчиков-испытателей, но все проблемы были успешно решены.

Технический директор УЗГА Виталий Шорохов подтвердил планы сертификации самолета ЛМС-901 до 2026 года. Он сообщил, что сейчас есть три опытных образца: два для полетов и один для статических испытаний. Идет изготовление третьего образца для полетов с двигателем ВК-800СМ. Испытания запланированы на конец года, что позволит сертифицировать самолет в срок.

Тем не менее, заявление о возможной сертификации «Байкала» в ближайшие годы не соответствует условиям контракта, по которому все работы, включая сертификацию, должны быть завершены к 2027 году. Двигатель ВК-800СМ прошел только стационарные испытания, а летные испытания пока не проводились. Сроки выполнения работ по контракту распланированы до конца 2025 года, а начало реализации задач намечено на текущий год.

-3

УЗГА уже начал изготовление стендов для проверки воздушного винта АВ-901 и обновление четвертого экспериментального образца двигателя ВК-800СМ. Планируется завершить оформление актов испытаний и внести корректировки в конструкторскую документацию к концу 2025 года.

Подозрения вызывает расхождение в утверждениях УЗГА о завершении сертификации ЛМС-901 «Байкал» до конца 2026 года и условиями контракта, который требует завершения всех работ к 2027 году. Поэтому заявления о конкретных сроках сертификации сейчас следует воспринимать с осторожностью, учитывая все технические и организационные сложности, а также возможные риски для проекта.