Найти в Дзене

Сериал «Злые люди». Что нас ждет в финале? Кто же главный злодей?

Оглавление

Ну и что же хочется сказать?

Что досмотрела этот сериал, не жалею, так как эпоху царствования Николая II люблю, и, пока шила кружевной пояс, сериал «Злые люди» на НТВ стал для меня своеобразным фоном, который неожиданно привлек внимание.

Актер Петр Рыков в роли следователя Лыкова порадовал своей сдержанной мужественностью. Запомнился и Александр Лыков, игравший начальника полиции с бородой, баками и прибаутками. Да и в целом — актерские работы достойные, костюмы впечатляют, съемки атмосферные. Но вот с логикой и целостностью сценария настоящая беда.

«Злые люди»: о чем был этот сериал?

Итак, дело происходит в 1895 году в Нижнем Новгороде. Город на пороге Всероссийской торговой ярмарки — событие важное, масштабное, символичное. Но накануне — громкое преступление: убит предводитель дворянства Нефедьев, человек, имя которого известно каждому. Расследование поручают опытному, но замкнутому следователю-силачу Алексею Лыкову. Он — честный, принципиальный, сдержанный, именно такой герой и нужен в мире, где зло уже не просто преступление, а часть сложной социальной и политической игры.

Сюжет развивается стремительно: убийства, исчезновения, наркотики, заговоры, романтические треугольники и личные трагедии сплетаются в запутанный клубок. Всё бы хорошо — да вот только чем дальше, тем больше становится похоже на криминальный ретро-монтаж в духе «а давайте вспомним всё плохое, что случалось в дореволюционной России, и вплетем в один сценарий».

И ведь всё вплели: от ограбленных касс заводов до конокрадства!

Атмосфера и костюмы

Сценарий — одно, но картинка — другое. Здесь создатели сериала поработали неплохо: Нижний Новгород конца XIX века показан атмосферно. Камера скользит по купеческим особнякам, речным пристаням, монастырским дворам. Снимается сериал в исторических локациях, и это чувствуется. Предметы быта, посуда, мебель, ткань — всё радует глаз. Можно было бы смотреть даже без звука.

Особенно хочется отметить костюмы. Женские платья, особенно на княжне Варваре (её играет Ангелина Стречина), — просто загляденье. Она будто сошла с дореволюционной открытки. Мужчины с цепочками на жилетах и перчатках выглядят убедительно. Стильно, атмосферно, со вкусом. В этом сериале действительно хочется всматриваться в мелочи — платочки, трости, рюши. Всё это работает на погружение.

-2

Актеры: лица знакомые и органичные

На экране хорошо знакомые актеры. И что приятно: они на своих местах. Пётр Рыков в роли Лыкова — сдержанный, мужественный, не герой-любовник, а герой-защитник.

Александр Лыков — как глоток свежего воздуха, его персонаж чуть напоминает милиционера из «Улиц разбитых фонарей», но здесь есть и юмор, и человечность.

Роман Маякин в образе князя Мамина — вежлив, обходителен, внешне благороден, но при этом с самого начала кажется, что за его улыбкой прячется что-то зловещее.

А вот Дмитрий Нагиев, появившийся в образе брата убитого Нефедьева, вызывает вопросы. Его современная мимика, голос, повадки словно не из этого времени — и тут возникает дилемма: или это гениальный актерский ход, показывающий внутреннюю неустроенность его героя, или просто его актерская ошибка.

-3

Запутанные линии: где же логика?

А теперь о главном — о сценарии. Сюжет сериала вызвал у меня больше вопросов, чем ответов. Ощущение, что сценаристы решили собрать в один проект всё возможное зло Российской империи: от наркотиков и проституции до убийств и классового неравенства. Получился винегрет — красивый, пряный, но совершенно непонятный.

Возьмем, к примеру, линию Варвары и ее «незаконнорожденного» брата Миши. Если у них разные матери, но один отец, как же он может быть от законного брака, если Варвара — тоже дочь законной жены? Сценарная математика тут явно дает сбой.

Или — линия с купцом Блиновым, отцом Наташи. Он — заказчик убийства аптекаря, причем убийства жестокого, циничного, совершенного ради мести за смерть дочери от первой дозы кокаина. Его ловят. Но… не арестовывают! Он продолжает появляться среди приличного общества как ни в чем не бывало. Где логика?

Не менее странным остается и образ «душителя с красной лентой». Кто он? Зачем ему было переодеваться в гимназиста? Почему его не раскрыли раньше? Чем он вообще занимался в финале? Маскарад ради маскарада?

А как насчет линий второстепенных героев, которые появляются и исчезают без объяснений — как фантомы? Возникает ощущение, что сценарий писался на ходу, без общей концепции.

Кто же главный злодей?

Вот тут начинается самое интересное. Главный злодей — тот самый князь Мамин, он же… вовсе не князь и даже не Мамин.

Оказывается, в младенчестве на пожаре погиб настоящий наследник, а выжил — сын простого крестьянина. Слуга, пользуясь суматохой, выдал его за ребенка господина, и с тех пор мальчик жил под чужим именем, впитав в себя ненависть к сословной несправедливости.

И вот теперь, став уважаемым меценатом, князь Мамин строит масштабную криминальную империю, подчиняет себе всю округу, с одной целью — отомстить «господам» за свое украденное детство.

Этот сюжетный ход — один из самых мощных в сериале. Он и социально заряженный, и психологически обоснованный. В глазах Мамина — не просто злоба, а праведная ярость.

И хотя методы его ужасают, мотив ясен: обман, подмена, месть. Он притворился благородным, чтобы уничтожить благородных.

И в финале — кульминация. Схватка с Лыковым. Кажется, злодей погибает… Но только кажется. Потому что мы понимаем: он спасся. И он еще вернется.

Вероятно, нас ждет второй сезон.

-5

Что в сухом остатке?

Итак, «Злые люди» — это сериал-контраст. С одной стороны — неплохая визуальная эстетика, достойные актерские работы, атмосферные съемки, интересная завязка. С другой — сбои в логике, путаница в мотивах, слабая сценарная связность. Но все это простительно, если воспринимать сериал не как исторический документ, а как художественную фантазию в антураже конца XIX века.

Скорее всего, сценаристы вдохновлялись рассказами Николая Свечина, нижегородского писателя, чьи произведения и стали литературной основой. Но при адаптации многое упростили, добавили эффектных ходов, запутали линии — возможно, ради зрелищности.

-6

Почему все же стоит посмотреть?

Потому что сериал не оставляет равнодушным. Потому что, несмотря на перегибы, он увлекает. Потому что в нем — и трагедия, и любовь, и мистика, и драма, и детектив. Он словно собрал воедино все грани жанра.

А главное — финал остался открытым. И это дает надежду на продолжение.

А вы, мои уважаемые читатели, как оцениваете этот сериал? Понравился ли он вам?