В эфире экономики по-русски Михаил Хазин дал разъяснение по теме:
Все системы поддержки человека труда, которые были созданы и создавались на протяжении полутора веков, даже чуть-чуть больше, они все достигли своего пика в 30-е и 50-е годы на фоне возникновения СССР. И в общем, после того, как СССР был разрушен, они были признаны лишними.
И мы сегодня видим, что ни социал-демократические партии, ни профсоюзы, ни другие структуры, которые должны защищать человека труда, этим не занимаются. Более того, поскольку Маркса читали все, то на протяжении многих десятилетий Запад, как капиталистическая система, активно занимался ликвидацией пролетариата.
Поскольку все понимали, что вот как-то у Маркса написано, кто читал Манифест коммунистической партии, кто главный могильщик капитализма? Пролетариат. Значит, пролетариат нужно ликвидировать.
Существовало много разных способов его ликвидации, но в реальности этот способ заработал только в начале 80-х. До этого была попытка сделать, так называемый, средний класс, причем на тот момент средним классом назывался человек, если у него есть свое жилье. В начале XIX века свое жилье могло быть только у богатого человека. Достаточно посмотреть, почитать книжки и английские, и французские, там, Дюма, Бальзака, про то, как жили вот эти самые люди труда, сколько они получали, какая у них была жизнь, тогда, вот в первой половине, в середине XIX века. Это был жуть и кошмар.
Более того, в бывшем музее Маркса, который находился в особняке, в котором сейчас находится, как я понимаю, Дворянское собрание, если только его тоже оттуда не выкинули. Там были первые иллюстрации капитала Маркса, и эти иллюстрации не показывали школьникам, потому что они были, что называется, неполиткорректны.
Так вот, в тот момент, когда эта идея появилась – среднего класса, это кто-то из американских политиков произнёс замечательную, очень мудрую фразу, не может выступать против своего государства человек, у которого есть свой домик. Под это дело сделали ипотеку, придумали ещё чего-то, но, тем не менее, доля вот этого среднего класса была очень незначительная, там 15% населения, не больше.
Почему на западе снова появятся коммуналки?
И в тот момент, когда началось стимулирование спроса с программой рейгономики в 1981 году, начали создавать массовый средний класс.
Когда мы делали как-то семинар на Тенерифе нас возили на экскурсию по острову и показали отель, который там с 50-х годов.
Я говорю: «А другие отели? – говорит – Других отелей тогда не было, был дикий берег». Если вы, опять-таки, почитаете книжки XIX века, вы увидите, что, грубо говоря, в каждом городе было один, ну, два крупных отеля. Мы сейчас не про Лондон говорим, а про такую вот экзотику. А где жили очень богатые люди. Всё остальное – это были частные пансионаты или комнаты, или ещё чего-то. И, в общем, по большому счёту, достаточно дешёвые.
Туристической индустрии в современном понимании этого слова до начала 80-х не было. Все эти отели, которые стоят вдоль моря, пятизвёздочные, чуть глубже четырёхзвёздочные, ещё глубже трёхзвёздочные, и уже там дальше всякие более мелкие, всякие хостелы, они все появились с 1981 года. И вот эта вот тема джип, домик, соответственно одежда и все остальное – это пункт рейганомики. Это не всегда было, это появилось в начале 80-х.
Я закончил школу в 1979 году. Не было еще рейганомики. А дальше, по мере того, как наступал кризис, стало понятно, что поддержать спрос вот этого уже созданного среднего класса, причем не просто, а третьего поколения стало невозможным. В Соединенных Штатах Америки появились социологи, которые стали говорить, что нынешнее поколение будет первое послевоенное поколение, которое будет жить хуже, чем их родители. До этого все время росло. Я скажу вам, что этот рост особенно сильный начался в 80-е годы.