В этой статье поделюсь подробным анализом поведения подростка, которому присуще поведение "школьного клоуна" . Ситуация со сложным симптомом, за которым всегда скрываются более глубокие причины, а не просто "плохой характер"или трудности переходного возраста. Ребенок "строит из себя клоуна" и срывает уроки в школе, редко бывает просто случайностью. Чаще всего это симптом, указывающий на какие-то внутренние потребности, трудности или проблемы, с которыми он не может справиться по другому.
На мой взгляд наиболее распространенные причины такого поведения:
Потребность во внимании- это самая частая причина. Подросток может чувствовать себя незаметным дома или в классе, и поведение "клоуна" - это верный способ привлечь к себе взгляды, получить реакцию даже негативную. Для некоторых детей негативное внимание лучше, чем его полное отсутствие. Также если внимание дома ребенок получает, но оно акцентируется только на указаниях, и обесценки действий ребенка.
Трудности в учебе или страх неудачи когда ребенку сложно дается учебный материал, он не успевает за программой или боится сделать ошибку и выглядеть глупо, он может использовать юмор и клоунаду как защитный механизм. Он срывает урок или отвлекает внимание, чтобы не столкнуться с заданием, которое не понимает, или с оценкой своих знаний. Стать "смешным" может казаться легче, чем быть "умным".
Также это попытка завоевать популярность. В этом возрасте мнение сверстников становится очень важным. Ребенок может пытаться стать "душой компании", получить одобрение и смех одноклассников, даже ценой проблем с учителями.
Юмор может быть способом снять напряжение при общении, разрядить обстановку или скрыть свою неуверенность.
В некоторых случаях, если ребенок чувствует себя изолированным
или становится объектом насмешек, он может пытаться "перехватить инициативу" и стать тем, кто смешит, чтобы избежать роли того, над кем смеются.
Если учебный процесс слишком монотонный, материал не соответствует уровню ребенка : слишком легкий или слишком сложный, или не вызывает интереса, ребенок может начать искать развлечения самостоятельно, что приводит к отвлекающему поведению.
В возрасте 10-12 лет дети начинают активно стремиться к большей независимости. Если ребенка дома держат в "ежовых рукавицах", то ребенок выпускает "пар" именно в школе. Так как дома ему не дают это делать-запреты, нет коннекта с родителями. А если и есть, то это обесценка. Все не так делает. Не то одевает, не так отвечает. "Да и почему "3" если можешь на "5"? Это легко!". Поведение клоунады может быть способом справиться с внутренним стрессом, тревогойгневом или печалью. Ребенок "играет" веселье, чтобы не сталкиваться с тяжелыми эмоциями или скрыть их от окружающих. У некоторых детей могут быть сложности с контролем своих импульсов или управлением поведением в соответствии с правилами. Это может быть связано как с возрастными особенностями, так и, например, с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), при котором ребенку физически сложно сидеть спокойно и не отвлекаться/отвлекать других.
Напряженная обстановка дома, конфликты, недостаток внимания или, наоборот, чрезмерный контроль могут приводить к тому, что ребенок "выносит" свои внутренние проблемы в школу в виде деструктивного поведения.
Чтобы понять истинную причину, необходимо взглянуть на ситуацию комплексно: поговорить с самим ребенком ,если он готов к открытомудиалогу, поговорить с учителями (как он ведет себя на разных уроках, с разными учителями, на переменах), возможно, пообщаться с родителями, чтобы понять общую атмосферу в его жизни. Простое наказание или запреты, не затрагивая корень проблемы, скорее всего, не изменят ситуацию, а могут даже усугубить ее.
Автор: Яна Викторовна Мезенина
Психолог, Кризисный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru