Найти в Дзене

Раскусили преступника – кладите трубку

   Раскусили преступника – кладите трубку
Раскусили преступника – кладите трубку

Ущерб от действий кибермошенников в Югре за минувшие четыре месяца этого года снизился почти на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. Тем не менее ситуация с IT-преступностью остается сложной не только в нашем регионе, но и по всей стране. Как уберечься от злоумышленников и что предпринимают правоохранители – подробнее об этом читайте в нашем материале.

Не шутите с мошенником
Звонки мошенников, к сожалению, стали одной из примет нашего времени. Бывает, что за одни сутки к нам на смартфон приходит несколько таких вызовов. Многие сограждане научились разоблачать аферистов и из благих побуждений (отниму время у преступника, он не сможет в этот момент обмануть какого-нибудь дедушку или бабушку) ведут со злоумышленниками шуточные беседы, пытаются их разыграть. И если несколько лет назад подобные вещи были практически безопасными, то сейчас шутник очень сильно рискует. Как недавно сообщил ТАСС, на платформе Народного фронта «Мошеловка» предупредили, что даже шуточные разговоры с телефонными мошенниками могут привести к утечке персональных данных и голосовых образцов.
«Шуточный разговор с мошенником, если вы раскусили его с первых слов, крайне опасен. Кладите трубку и не продолжайте разговор», – цитирует агентство куратора платформы Аллу Храпунову. По ее словам, мошенники накапливают любую поступающую им информацию. Преступники могут записывать голос, интонации человека. Все это используется потом в схемах обмана с помощью новейших технологий, в частности посредством дипфейков. Подделывают голосовые сообщения человека c помощью нейросетей и отправляют их его родным и друзьям. Обычно в них слезная просьба прислать денег. Отличить подделку от оригинала довольно трудно.
Кстати, как отметила куратор платформы, с дипфейк-атаками к концу этого года может столкнуться половина россиян. «Папа, помоги, я попала в беду», «Любимый, переведи эти деньги такому-то человеку...» – подобные голосовые сообщения якобы от родных могут получить многие из нас. Психологами замечено: когда идет речь о том, что наш близкий человек попал в беду, мы начинаем неверно оценивать обстановку и попадаемся на удочку мошенников. Поэтому есть самый простой способ проверить, прояснить ситуацию – самому позвонить родному человеку по телефону. Скорее всего, он сам будет не в курсе, что он в беде!

Ущерб – больше полумиллиарда
Как нам сообщили в УМВД по Югре, ущерб от имущественных преступлений в автономном округе в сфере IT-технологий за четыре месяца 2025-го снизился на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 600 миллионов рублей (за 4 месяца 2024 года – свыше 720 миллионов рублей). При этом рост регистрации IT-хищений в автономном округе составил 17,3%. Он случился практически во всех муниципальных образованиях нашего округа, за исключением Березовского, Советского районов, городов Урая и Лангепаса.
Как видим, скорее всего, деятельность правоохранительных структур по профилактике и пресечению этого вида преступлений сказалась на криминальной ситуации положительно. Хотя сам по себе ущерб очень большой, и число посягательств в данной сфере растет.

Надо повысить финансовую грамотность
Полицейские подчеркивают, что основные причины роста имущественных преступлений – низкий уровень финансовой и технической грамотности населения. По-прежнему жертвами мошенников становятся люди различных профессий, возрастов. Это работники банков, образовательных, медицинских учреждений, топливно-энергетического комплекса, предприниматели, государственные и муниципальные служащие, молодежь, пенсионеры. Об этом свидетельствует следующий случай.
В первой декаде мая в ОМВД России по Югорску с заявлением о мошенничестве обратился 71-летний местный житель. Он рассказал, что ему поступил звонок от неизвестной женщины, представившейся сотрудницей почтового учреждения. Звонившая сообщила, что на имя мужчины пришла посылка, но по пути следования она повредилась, поэтому необходимо уточнить адрес доставки.
Поверив лжесотруднице (югорчанин действительно ждал посылку на свое имя), он по просьбе звонившей сообщил поступившие СМС-коды.
Вскоре поступил другой звонок. Собеседница представилась сотрудницей Росфинмониторинга и сообщила, что личный кабинет портала государственных услуг югорчанина взломан, а на гражданина другой страны оформлена генеральная доверенность от его имени для распоряжения всеми денежными средствами. Для предотвращения списания средств она попросила связаться с якобы ее коллегой, который окажет необходимую помощь.
Следующий звонок потерпевший сделал сам по указанному номеру телефона. Общение с ним продолжил мужчина, который сообщил, что была осуществлена попытка снятия денежных средств в размере двух миллионов рублей со счета заявителя и что к этой ситуации подключатся сотрудники Федеральной службы безопасности для поимки злоумышленников. Поверив сказанному, пенсионер стал выполнять указания лжеинспектора, а именно снял 1 миллион рублей со своего счета и двумя суммами – 500 тысяч и 495 тысяч рублей – перевел их через банкомат на указанные ему «безопасные счета». В течение следующих семи дней общение по видеосвязи с лжеинспектором продолжилось, и мужчина по аналогичной схеме выполнил еще 26 переводов на указанные ему разные счета на общую сумму 11 миллионов 485 тысяч рублей. Дальнейшие действия с денежными средствами предотвратил сын потерпевшего, когда понял, что его отец стал жертвой обмана.
По данному факту возбуждено уголовное дело. Полицейские устанавливают круг лиц, причастных к совершению преступления. Хочется констатировать, что, действительно, финансовая грамотность населения не на высоте. Казалось бы, о том, что «безопасных счетов» не бывает и что нельзя передавать посторонним личную информацию, говорят из каждого утюга. Но почему-то люди больше верят незнакомцам – как в этом случае с пенсионером из Югорска, – чем родным людям. Расскажи пожилой человек сначала своему сыну о звонке неизвестных, наверное, деньги бы удалось сохранить. Но увы. Мы часто верим тем, кому нельзя верить, и не доверяем тем, кому нужно доверять. На знании таких психологических парадоксов злоумышленники и похищают миллионы рублей.

Цифры и факты
Структура имущественных IT-преступлений на территории округа выглядит следующим образом:
– звонки от имени сотрудника банка, правоохранительных, государственных органов – 22,7%;
– сделки на торговых площадках – 13,7%;
– в сфере микрокредитования (МФК) – 18,6%;
– инвестиции – 7%;
– взлом «ВК», «Телеграма» с просьбой о финансовой помощи – 6,5%;
– остальные («Блаблакар», интим-услуги, «родственник в беде», неустановленным способом и т. д.) – 26,1%.
Из полицейской хроники
Следственным отделом ОМВД России по Сургутскому району окончено предварительное расследование уголовного дела в отношении 30-летнего жителя Нягани. Мужчина обвиняется в совершении дистанционного преступления. Следствием установлено, что в январе текущего года злоумышленник разместил на сайте бесплатных объявлений ложную информацию о продаже музыкальных колонок стоимостью 25 тысяч рублей.
Объявление заинтересовало жителя поселка Солнечного. Будучи уверенным, что колонки будут доставлены, он перевел продавцу всю сумму сразу. Кроме того, обвиняемый предложил потерпевшему приобрести игровую консоль по заниженной цене и попросил в долг еще 10 тысяч рублей, обещая вернуть деньги при личной встрече, когда привезет ему приобретенные товары. Таким образом, причиненный ущерб заявителю составил 66 тысяч рублей.
Обвиняемый признался, что осознавал незаконность своих действий и совершил преступление из-за трудного финансового положения. Часть денег, полученных преступным путем, он потратил на личные нужды. Стоит отметить, что злоумышленник ранее уже привлекался к уголовной ответственности за совершение мошеннических действий.
Читать в источнике