Пока автоконцерны по всему миру вкладывают миллиарды в электромобили и грезят нулевыми выбросами, Honda выбирает другой маршрут. Японский производитель пересматривает приоритеты: сокращает инвестиции в электрификацию на треть, делает ставку на гибриды и отказывается от резких скачков в сторону «зеленого» будущего. Это не отказ от перемен, а попытка идти в том же направлении, но иначе.
Электроамбиции срезаны
Ранее Honda планировала вложить 10 триллионов иен ($69 млрд) в развитие электротранспорта, но теперь снизила эту сумму до 7 триллионов ($48,4 млрд). Причина проста — рынок немного остыл. В США интерес к электрокарам уже не такой взрывной, как пару лет назад. Зато гибриды уверенно набирают популярность.
В 2024 году Honda продала 868 тысяч авто этого типа и планирует нарастить этот показатель до 2,3 млн к 2030 году.13 новых гибридных моделей в ближайшие годы!
Интересно, что гибридные технологии Honda вдохновили даже производителей мотоциклов: компания активно использует наработки из автомобильного сегмента для создания экологичных и экономичных двухколесных моделей.
Ставка на гибкость
Вместо того чтобы полностью переключаться на электромобили, Honda делает ставку на гибкость. Главный завод компании в Огайо будет переоборудован под производство как гибридов, так и EV — в зависимости от потребительского спроса. Это позволит компании не зависеть от одного сценария развития и реагировать на рыночные колебания в реальном времени.
Одновременно Honda поставила на паузу строительство электромобильного завода в Канаде стоимостью 15 млрд канадских долларов. Его запуск отложен минимум до 2028 года.
Также не состоялся стратегический альянс с участием Honda, Nissan и Mitsubishi, о котором активно шли переговоры в начале 2024 года. Предполагалось объединить усилия трех японских автогигантов для совместной работы над электромобилями, программным обеспечением и новыми платформами. Однако договориться о механизмах управления компаниям не удалось: каждая из сторон претендовала на ведущую роль в проекте.
Хотя потенциальный альянс распался, стороны не исключают точечного сотрудничества в узких технологических областях — например, в сфере ПО или унифицированных платформ.
К цели – трусцой
Стратегия Honda не противоречит общемировому курсу — скорее, отражает его реальную динамику.
Напомним, в США администрация Байдена в 2024 году смягчила требования к темпам перехода на электромобили, а гибриды снова получили налоговые льготы. В ЕС, несмотря на план запретить продажу машин с ДВС к 2035 году, уже обсуждаются исключения для плагин-гибридов. Япония сохраняет умеренный курс: приоритет — снижение выбросов, но не жесткая электрификация.
Лишь Китай остается жестким сторонником BEV, и именно там Honda будет вынуждена продолжать продвигать электромобили в чистом виде.
Можно сказать, что Honda идет к цели марафонской трусцой — с расчетом на длинную дистанцию. Полностью перейти на электромобили компания планирует к 2040 году. Но путь к этой цели теперь планируется не резким скачком, а спокойно и осмотрительно — делая ставку на гибриды и действуя по обстановке.
В тему
Что Honda раньше удавалось, а что — нет
Получилось
- В 1970-х Honda, тогда еще король мотоциклов, рискнула выйти на рынок автомобилей. Это выглядело авантюрно, но ее компактный Civic попал в волну экономии топлива и стал хитом в США.
- В 1999 году Honda одной из первых в мире представила гибрид — странноватый Insight. Он не стал бестселлером, но положил начало технологии, которая сейчас приносит компании прибыль.
- В 2010-х Honda сделала ставку на двигатели i-VTEC и гибриды в обычных моделях — и не прогадала: автомобили оказались экономичными и надежными, а бренд сохранил репутацию технологичного.
Не получилось
- Второй Insight (2009) оказался слабым конкурентом Toyota Prius и быстро ушел с рынка.
- Электрический Clarity EV продавался настолько вяло, что модель сняли с производства уже через несколько лет.
- В 2024 году не сложился потенциальный альянс Honda, Nissan и Mitsubishi — стороны не смогли договориться, и каждый пошел своим путем.
Источники: Reuters.com, Сoxautoinc.com