21 мая в России отмечается День полярника — день тех, кто посвятил свою жизнь исследованию и охране одного из самых суровых и загадочных уголков нашей планеты — Арктики. Здесь, на заповедных территориях, работают специалисты, чья повседневная деятельность неразрывно связана с риском и трудностями, а также с невероятной привязанностью к этому удаленному, холодному и прекрасному миру.
Для большинства полярников Арктика — это не просто место работы, а нечто более глубокое и личное. Как признаются сами специалисты, мечта попасть в этот край зачастую становится настоящей жизненной целью. Однако путь в Арктику полон испытаний и требует немалых жертв. Как становятся полярниками, готовыми к долгим разлукам с родными и жизнью в условиях крайнего холода и одиночества, — об этом рассказали несколько профессионалов, которые работают в этом суровом и удивительном регионе.
Денис Васильев, заместитель директора по охране заповедника «Остров Врангеля», рассказывает о своем пути в Арктику. Вдохновленный другом, который работал на острове, он решил попробовать свои силы и отправился на Врангель.
— Первый раз я заехал на остров Врангеля на год, а потом подзатянуло. Не зря говорят, что Север затягивает, — поделился Денис.
Для него работа в Арктике — это не просто профессия, но и настоящее призвание. Он занимается охраной белого медведя, одного из самых символичных животных этих земель.
Но жизнь полярников — это не только романтика северных просторов. По словам Дениса, работа в Арктике имеет свои особенности, которые разные для семейных и одиноких людей.
— Для человека не семейного в Арктике прежде всего тяжело в бытовом плане, — объяснил он. — Сказывается изолированность, отсутствие привычных вещей и возможности свободно передвигаться. По сути, ты находишься в замкнутом пространстве, хоть и очень большом. Бывает, что пурга дует неделю и больше, и невозможно выйти из домика. Полярные день и ночь также вносят свои коррективы – у некоторых развивается бессонница. А для семейных добавляется еще и разлука с любимой, детьми, невозможность видеть, как растут твои малыши.
Денис рассказал, что разлука особенно тяжела с тех пор, как у него появилась семья. Его жена Ульяна Бабий, работающая в том же заповеднике, также прекрасно осознает все сложности жизни в Арктике. Вместе с ними растут три дочери, и, несмотря на все трудности работы в условиях крайнего Севера, они продолжают работать и поддерживать друг друга.
Виктор Стружиков, участковый инспектор национального парка «Берингия», посвятил почти пять десятков лет своей жизни Арктике. Он служит на полярных станциях, более 30 лет — в самом восточном населенном пункте России — Уэлене. Его опыт охватывает исследования на самых северных территориях России, от острова Новая Земля до Якутии и Ненецкого автономного округа.
— «В «Берингии» я занимаюсь привычным делом: проехать, отметить, понаблюдать, — рассказал он. — К примеру, наблюдаю за проходом гренландских китов. Когда занимаешься привычным делом, как оно может тебе не нравиться?
Виктор отметил, что полярники, в отличие от большинства людей, не считают свою работу тяжкой обязанностью, а воспринимают её как смысл жизни.
У Антона Белецкого, ведущего специалиста по развитию туризма отдела экологического просвещения и туризма национального парка «Русская Арктика» (Архангельская область), своя история. Хотя он работает в национальном парке всего год, его погружение в тему Арктики началось гораздо раньше. Увлекшись историей советского освоения Севера, Антон поступил в магистратуру исторического факультета, чтобы глубже изучать историю стран циркумполярного мира.
— Когда ты готовишься к поездке, рассматриваешь фотографии, смотришь видеофайлы, то тебе кажется, что если и удивишься при личной встрече с Арктикой, то не сильно. Здесь я оказался не прав. Она и вправду неземная, разная, непредсказуемая, хрупкая, сильная, — рассказал Антон о своих первых впечатлениях от Арктики.
В ходе своей первой большой командировки на Землю Франца-Иосифа ему удалось увидеть всех представителей животного мира архипелага: китов, белых медведей, моржей, песцов и птиц. Хотя традиционно все восхищаются белыми медведями и моржами, Антону больше всего запомнился песец.
— Он любопытен и мне кажется, что он – оптимист, — с улыбкой заметил Антон.
Отвечая на вопрос, почему выбрал именно эту профессию, молодой полярник подчеркивает, что тот, кто стремится работать в природоохранной организации, должен понимать и осознавать свою цель.
— Здесь нет космических зарплат, но есть великая и, на мой взгляд, весьма благородная идея сохранения и изучения нашего величайшего достояния – природы, — поделился Антон. — От того, насколько бережно сегодня мы относимся к природе, зависит будущее человечества.
Михаил Бондарь, эколог и заместитель директора по науке и экологическому просвещению ФГБУ «Заповедники Таймыра», считает, что его любовь к Арктике началась с детства. Вдохновленный горными пейзажами Западного Саяна, Михаил выбрал карьеру в области охраны природы и исследовательской работы в Арктике.
— С детского и юношеского возраста я очень полюбил горы с их субальпийскими лугами, горными тундрами и снеговым поясом, — рассказал он. — Первые мои горы – это Западный Саян.
Михаил специализируется на изучении арктических копытных, таких как северный олень и овцебык, а также занимается исследованиями на самых северных охраняемых территориях России.
— Разлуки переношу нормально, — поделился он. — Всегда супруге говорю, когда уезжаю в экспедицию – я к другой своей любви, то есть к работе.