Найти в Дзене

На каком языке говорит искусство

Мы сидели в лаунж зоне главного корпуса регионального отделения ООН в Вене. Пили венский традиционный кофе с молоком – меланж, из белых чашечек и наблюдали за представителями 150 стран мира, которые заходили из большого коридора, чтобы встретиться с гостями или с коллегами и выпить по стаканчику согревающего напитка и выходили из зоны отдыха, направляясь по своим нескончаемым международным делам. Их путь лежал через экспозицию живописных работ моего мужа - художника Дмитрия Остапчука. Только вчера мы развесили картины и уже сегодня сидели на низких диванчиках, глазели на прохожих и проводили исследование. Перед нашими глазами как картинки калейдоскопа сменялись разные типажи лиц, цвета и покрои национальной одежды, со всех сторон звучали разные языки. Нас интересовало - сколько человек в этом нескончаемом потоке обратят внимание на экспозицию. Сколько из них остановятся, перед какими картинами и какова будет их реакция.

"Между гор. Тучи уходят", Дмитрий Dikson Остапчук, 2016. Одна из картин, представленных на выставке
"Между гор. Тучи уходят", Дмитрий Dikson Остапчук, 2016. Одна из картин, представленных на выставке

Чтобы объяснить, почему нас так интересовала реакция людей на представленное искусство, необходимо пояснить, что Дмитрий очень любит использовать яркие, насыщенные, жизненные цвета и, в то же время, тонкие переходы тонов. На его картинах можно писать лозунг: «Природа – это жизнь!». Причем, жизнь яркая, не стесняющаяся заявлять о себе. А Австрия – страна, в которой искусство на современном этапе не приветствует яркие образы. Почти все, представленное в галереях и на выставках современного искусства, затушевано, с перекосом в темное, серо-буро-коричневое, грязноватое, а, временами, отталкивающее. Неудивительно, что депрессия – частый повод для больничного в Вене. Чтобы не было сомнения в объективности приведенного обзора, скажу лишь, что мы знаем Австрию изнутри, а не с точки зрения туристов, ненадолго заглянувших в эту красивую страну.

Мы наблюдали за проходящими людьми, вспоминали предыдущую выставку, которая незадолго до этого прошла в галерее в Вене и говорили о цветовых предпочтениях представителей разных возрастных групп, которые обнаружились у аудитории.

До встречи с президентом Арт-клуба оставался еще целый час, и я решила взять интервью у Дмитрия, чтобы с пользой провести это время, а заодно выяснить его отношение к теме детского искусства. Почему детского? Да потому что это - искусство будущего, то, что мы увидим вокруг себя через 10-15 лет. И это волнует меня, не просто, как искусствоведа, а как человека, которому предстоит жить в этом пространстве, созданном вчерашними детьми.

Час ожидания закончился. Надо было идти на встречу. Подошел официант. Я спросила его мнение о выставке. «Очень красиво», - сказал он, подняв в одобряющем жесте большие пальцы. – «Очень жизнерадостные картины. Сегодня было приятно прийти на работу». Мы видели, что людям нравится экспозиция. Мы наблюдали, как они устремленно идут куда-то по своим делам, потом резко останавливаются. Возвращаются и «зависают» перед какой-нибудь картиной. Мы прошли мимо группы из четырех человек, которые оживленно обсуждали пейзаж и по их жестикуляции догадались, что обсуждают они построение композиции. Двое из них кивали с видом одобрения. Мы прошли мимо, не поняв языка, на котором они говорили, радуясь, что есть универсальный язык искусства, на котором можно говорить с любым человеком.

О том, с какими приключениями мы ехали на машине с картинами в Вену на выставку и почему она могла не состояться расскажу в другой раз...

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.