Найти в Дзене

Любовная легенда о возникновении живописи

В трактате «Естественная история» римский философ Плиний Старший сохранил древнегреческую легенду, которая веками вдохновляла художников. В ней рассказывается о коринфской девушке, чья любовь подарила миру первое изображение, созданное рукой человека.

В городе Коринфе жил гончар Бутад, чья дочь Фидия была влюблена в юношу по имени Аристон. Их счастье оборвалось, когда возлюбленный получил приказ отправиться на войну. В последний вечер, при свете масляной лампы, Фидия попросила Аристона встать так, чтобы его профиль отбрасывал тень на стену. Дрожащей рукой она обвела контур, пытаясь сохранить образ того, кого могла потерять навсегда.

Жан Рау "Изобретение живописи", ок. 1715.
Жан Рау "Изобретение живописи", ок. 1715.

Бутад, увидев этот силуэт, не стал упрекать дочь. Вместо этого он взял глину, слепил рельеф по контуру и обжёг его в печи. Так родился первый керамический барельеф, превративший мимолётную тень в памятную вещь, которую можно держать в руках и прижать к сердцу.

Иоганн Хуммель 1835
Иоганн Хуммель 1835

Плиний, рассказывая эту историю, подчёркивал, что искусство рождается из эмоций, а не из четких расчетов. Для античных авторов легенда была аллегорией творчества(художники вообще обожают аллегории): напоминанием, что даже в отчаянии человек способен создавать нечто прекрасное. Не случайно сюжет о Фидии и Аристоне повторяли в росписях ваз, а позже в картинах эпохи Ренессанса. Жан-Батист Реньо, например, изобразил девушку, рисующей по камню.

Жан-Батист Реньо "Изобретение живописи", 1786.
Жан-Батист Реньо "Изобретение живописи", 1786.

Археологи находят в Коринфе мастерские VI века до н.э., где создавали чёрнофигурную керамику с рельефами. Ни барельефа Аристона, ни дома Бутада не обнаружено, но сама технология работы с глиной совпадает с описанием Плиния. На краснофигурных вазах того периода встречаются сцены, где женские фигуры взаимодействуют с тенями — возможно, это отголоски всё той же легенды о зарождении искусства.

Похожие истории есть в мифах других народов. В Китае верят, что первая картина появилась, когда принцесса обвела тень возлюбленного на шёлке. Египтяне связывали рисование с богом Тотом, научившим людей сохранять образы ушедших. Все эти легенды сходятся в одном: искусство начинается с попытки остановить время, превратив мимолётное в вечное.

Фидия не думала о славе, создавая абрис на стене. Она хотела лишь удержать рядом того, кого любила. Возможно, поэтому история, записанная Плинием, до сих пор трогает сердца. В ней нет пафоса гениев, только вечная любовь.

Какая из представленных живописных трактовок кажется вам наиболее привлекательной?