Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Танец XX века: Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»

Многие в праздничные дни отправляются в путешествия. Если ваш путь лежит в Москву, то здесь в Еврейском музее и Центре толерантности сейчас (до 3 августа) проходит выставка «Танец XX века: Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие».

Экспозиция рассказывает о взаимосвязи изобразительного искусства и танца в прошлом столетии. На выставке представлено более 200 уникальных экспонатов, и это не только графические, живописные произведения и скульптура. Здесь есть эскизы декораций и костюмов, фотографии, архивные документы, а также видеозаписи, среди которых несколько минут киносъемки с Айседорой Дункан, «Болеро» Бежара с Хорхе Донном, видео спектакля Мерса Каннингема, танца буто и многое другое.

-2

Залы выставки проведут вас по истории развития танца и хореографии в XX веке в преломлении художественных стилей, расскажут о том, как художники взаимодействовали с движением и исполнителями, а танцовщики и хореографы – с изобразительным искусством.

-3

На протяжении всего столетия пластические искусства и танец переживали многие процессы вместе, реагируя на исторические и социальные перемены. Выставка прослеживает отдельные сюжеты этой синхронности в сформированных новых эстетических системах: разрыв с привычным представлением о красоте в искусстве экспрессионизма (для танца это еще и момент переосмысления связи с музыкой), расширение пространства художественного до внешних границ повседневности в концептуализме.

-4

И если об Айседоре Дункан можно почитать во многих книжках, а эскизы Бакста, Бенуа, Рериха, Ларионова – увидеть на разных выставках и в альбомах, то возможность познакомиться с художественно-танцевальными экспериментами 1920-30-х годов предоставляется редко.

-5

На выставке можно узнать о Хореологической лаборатории, существовавшей в 1920-е в Российской академии художественных наук; посмотреть на изобразительные работы хореографа Касьяна Голейзовского; фотографии, сделанные танцовщиком и балетмейстером Александром Румневым, последователем ритмической гимнастики; познакомиться с основами «Тефизтренажа» Николая Форрегера, который в те годы противопоставлялся биомеханике Всеволода Мейерхольда; увидеть компьютерную анимацию «Супрематического балета» Нины Коган и плавно переместиться в Дрезден, где Грет Палукка основала свою Школу танца, а ее прыжок запечатлел Кандинский. Далее – путь лежит к манифесту «Нет» Ивонны Райнер и методу работы с танцовщиками Мерса Каннингема, теории организованного хаоса и взаимовлиянию фото-, видеозаписи и танца.

-6

Выставка довольно информативна, а более полное впечатление вы получите, если сможете посетить ее с экскурсией-лекцией. Экспозиция позволяет не только созерцать, но и задуматься над увиденным, узнать что-то новое. Особенно полезна она будет студентам, изучающим искусство – как изобразительное, так и хореографическое.

АРБ