Найти в Дзене

10 принципов метода Child’Space

  1. Четыре системы задействованы в развитии: движение, ощущение, мысль и чувство. Изменение в любой из этих систем влечёт за собой изменение в трёх других. Движение – это наиболее гибкая система для появления изменений. Младенец познаёт мир и окружение в первую очередь через движение, поэтому очень важно взаимодействовать с ним через прикосновение и движение.
  2. Нервная система состоит из взаимосвязанных структур. Двигательная, когнитивная, эмоциональная и социальная системы – все они влияют друг на друга и находятся под влиянием друг друга. Понимание этого является основополагающим принципом функционального подхода; оно влияет на то, как мы наблюдаем за младенцами и определяем влияние каждой из систем на его функционирование.
  3. Прикосновение – язык метода Child'Space. Прикосновение служит средством для прояснения образа тела младенца и инструментом для появления внимания, осознания и изменения. Оно открывает и развивает каналы коммуникации. Техники прикосновения стимулируют проприоцептивную систему и способствуют регуляции мышечного тонуса, вегетативной и эмоциональной систем.
  4. Процесс обучения: любой процесс обучения требует повторения, а также проб и ошибок. Обучение движению характеризуется повторением компонентов этого движения – снова и снова в разных положениях. Повторения движения в процессе обучения не являются идентичными. Каждая попытка способствует возникновению обратной связи и тем самым формирует новую вариацию движения. Повторение усиливает создание нейронных связей в мозге, которые относятся к этой функции.
  5. Важность расширения репертуара движений: свобода движений ребенка определяется не только тем, как он двигается, но и его способностью выбирать движения в изменяющихся условиях. Широкий репертуар движений предоставляет младенцу возможности для выбора. Образ себя как человека, который умеет справляться с изменяющимися условиями, способствует формированию чувства собственной значимости и усиливает чувство удовольствия от движения.
  6. Темп и пространство в развитии: развитие не является однородным, непрерывным или идентичным для всех. Путь, по которому идёт ребенок, индивидуален. Есть периоды прогресса и есть плато. Порядок, темп и ритм развития являются уникальными для каждого ребёнка и заслуживают признания.
  7. Позитивное наблюдение: то, что есть сегодня, является основой для того, что будет завтра. Когда мы сосредотачиваемся на том, на что способен ребенок, он начинает охотно сотрудничать, а это позволяет улучшить способности. Такой подход укрепляет чувство успеха у ребёнка. Есть те, кто фокусируется на трудностях и слабостях: такой подход усиливает чувство разочарования – как для ребёнка, так и для его родителей.
  8. Игра как основа обучения и развития: игра служит как инструментом, так и самоцелью. Через игру ребенок познаёт себя и мир, открывает в себе творческие способности и чувство удовольствия. Игровая среда способствует общению и ускоряет обучение.
  9. Раннее вмешательство: когда мы используем слово «вмешательство», мы не имеем в виду ускорение процесса. Наше намерение состоит в том, чтобы поддержать процесс развития. Пластичность мозга в первые два года жизни позволяет ребёнку быть открытым, чтобы легко учиться и усваивать новые вещи. На этом этапе легче помочь ему приобрести эффективные двигательные паттерны. Когда младенец усваивает самые разнообразные варианты движения, это даёт ему обширную базу для преодоления трудностей и развития двигательных, эмоциональных, коммуникативных и когнитивных навыков.
  10. В основе метода лежит участие родителей: неотъемлемая часть работы с ребёнком заключается в поддержании связи между родителями и ребёнком. Родители учатся, как прикасаться к ребёнку, играть с ним и создавать среду, способствующую его развитию. Родитель учится видеть способности ребёнка и избегать оценивания. Родители узнают стратегии реагирования, поведения и вмешательства, выходящие за рамки тех, которыми они уже обладают.

Child'Space: An Integrated Approach to Infant Development Based on the Feldenkrais Method - by Chava Shelhav Ph.D., 2019