Продолжение публикаций
«СП-ТВ»: С чего надо начать изменения в нашей отечественной системе здравоохранения?
— Проблема в том, что мы с советской модели здравоохранения перешли на недоделанную европейскую, потому что страховая медицина — это европейская модель. Мы взяли половину, ну как купили половину велосипеда — и пытаемся ездить на одном колесе. В итоге у нас одно колесо круглое, а второе квадратное. Вот мы и катаемся по кочкам. Но сносить сейчас систему, которую мы с таким трудом строили, смысла нет. Потому что на самом деле у нас нет концепции: а что надо вместо нее? Это вопрос на самом деле государственного уровня.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
В современной дискуссии о реформировании системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в России всё чаще звучат предложения о ликвидации страховых медицинских организаций (СМО) и передаче их функций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Инициативу поддерживают фракции ЛДПР, «Новые люди», КПРФ и «Справедливая Россия». Однако важно понимать юридические и практические последствия таких изменений.
Что изменится с точки зрения правоприменения?
Если СМО будут исключены из системы ОМС, то все функции по контролю за качеством и объёмом оказания медицинской помощи перейдут к ТФОМС. Это влечёт за собой значительные изменения в процедуре взаимодействия между медицинскими организациями и страховыми структурами. Например, сегодня решение об отказе в оплате может принимать страховая компания, а его можно обжаловать в фонде. В новой модели — решения будет принимать уже ТФОМС, что автоматически увеличивает нагрузку на него.
Увеличение нагрузки потребует расширения штата сотрудников фонда, а значит, и дополнительных бюджетных расходов. При этом не ясно, готов ли ФФОМС к тому, чтобы рассматривать жалобы клиник, выступать ответчиком в судах и обеспечивать единообразие применения норм ОМС по всей стране.
Государственная модель против страховой: опыт других стран
Примеры стран с государственной системой здравоохранения, такие как Великобритания, показывают, что даже при полностью бюджетном финансировании возникают серьёзные проблемы: дефицит кадров, длительные очереди на лечение, снижение качества медицинской помощи. Таким образом, переход на бюджетную модель сам по себе не гарантирует улучшения ситуации.
Качество и безопасность медицинской помощи зависят не от формы финансирования, а от достаточности ресурсов, эффективности управления и наличия мотивации у участников процесса. Если государство просто заменит частные СМО на государственные структуры без коренного изменения подхода к финансированию и регулированию, система может столкнуться с теми же проблемами, но уже без механизма конкуренции и рыночной обратной связи.
Главная проблема — недофинансирование и бюрократизация
На мой взгляд, ключевая проблема системы ОМС — это её чрезмерная бюрократизация и хроническое недофинансирование. Каждый новый цикл обновления Правил ОМС или порядков контроля приводит к увеличению объёма нормативных документов в 1,5 раза и более. Это создаёт тяжёлое административное бремя для клиник, отвлекает врачей от работы с пациентами и порождает формальный подход к выполнению требований.
Кроме того, качество медицинской помощи напрямую связано с уровнем финансирования. В регионах-донорах, где бюджет позволяет больше инвестировать в здравоохранение, ситуация с доступностью и безопасностью лечения значительно лучше. То есть, если говорить о реальных изменениях, которые улучшат положение дел, то главным шагом должно быть увеличение финансирования отрасли, а не смена субъекта финансирования.
Заключение
Изменение роли страховых компаний в системе ОМС — это серьёзный шаг, который может повлечь за собой целый ряд юридических и организационных последствий. Необходимо тщательно просчитывать каждую деталь: кто и как будет принимать решения, как будет осуществляться контроль, куда будут обращаться медицинские организации с жалобами и кто будет отвечать за ошибки.
Вместо очередной реорганизации, которая может лишь усложнить и запутать существующие процессы, нужно сосредоточиться на решении системных проблем: устранении бюрократических барьеров, повышении зарплат медработникам, модернизации оборудования и, прежде всего, увеличении доли бюджетных средств, направляемых на здравоохранение. Только так можно добиться реального улучшения качества и безопасности медицинской помощи в стране.
О ценах на юридические услуги можно узнать, нажав на эту ссылку: Хочу получить грамотную юридическую консультацию по медицинскому праву!