Найти в Дзене
О тендерных продажах

Вы не управляете тендерным отделом. Вы просто в него верите

Оглавление
Или все-таки управляете?
Или все-таки управляете?

Что не так с тендерными отделами в реальном бизнесе?

Предприниматели часто уверены, что контролируют свой тендерный отдел. На деле — просто верят, что всё идёт по плану. Подаются заявки, выигрываются контракты, кто-то где-то работает…

Но если вы не можете точно и быстро ответить на простые вопросы, вроде:
▫️сколько заявок подано за сегодня?

▫️какая дебиторка на сегодня?

▫️сколько контрактов на подписании на сегодня?

Значит, у вас симптомы чёрного ящика. [Это такая бизнес-болезнь]

Что такое “чёрный ящик” в тендерах?

Это ситуация, когда на входе у вас — ресурсы, сотрудники, цели, а на выходе — какой-то результат. Но что происходит внутри — неизвестно. Нет данных, нет связей, нет понимания.

И пока вы растёте на интуиции, масштабироваться на этой интуиции вы не сможете. Или, масштабируясь, будете масштабировать хаос тоже.

Чтобы расти, нужна внутренняя бизнес-аналитика — инструмент (а точнее комплекс инструментов), который помогает увидеть причинно-следственные связи внутри процессов, денег, ошибок и результатов.

7 тревожных признаков, что у вас "черный ящик":

  1. Вы не знаете свою базовую воронку тендерных продаж. Сколько подано, выиграно, подписано — по каждому сотруднику\нише\продукты (каждому свое)
  2. Вы не понимаете, какую часть рынка реально охватываете. Успеваете ли обрабатывать все релевантные тендеры? Точно вы видите все тендеры?
  3. Вы не видите повторных продаж\повышений среднего чека (да-да, в тендерах они тоже есть), хотя они “где-то были” — по ощущениям, а не по данным.
  4. Вы не знаете, где теряете маржинальность. Где пошла просадка — в логистике? в просчёте? в договорной работе? Отличается ли план-факт и почему? И у кого?
  5. Вы не отслеживаете ошибки и узкие места. Пример из практики: неверно перенесённые данные на этапе передачи контракта в производство оборачивается срывом поставки. А в тендерах это не сильно приятный инциндент.
  6. В отделе нет общей картины, только мнение сотрудников. А мнения часто расходятся с фактами. Но об этом никто не узнает, пока не соберется фактологическая картинка.
  7. Вы реагируете на последствия, а не управляете причинами. Проще говоря - тушите пожары.

А нужна ли вам аналитика — честно?

Нужна, если вы:

  • Хотите масштабировать тендерный отдел\бизнес\продажи.
  • Планируете передавать управление — и не бояться, что «всё рухнет».
  • Устали от управленческого тумана и вечного “по ощущениям”.

Аналитика — это не про графики. Это про ясность.

Она не даст результат через неделю. Она даст понимание, куда приложить усилие, чтобы через полгода не просто расти, а делать это уверенно и стабильно.

Как внедрять аналитику без надрыва?

  1. Шаг 1 — учёт
    Не Excel “для галочки”, а учёт, где все знают, что и зачем заполняют.
    (Этой теме посвящена одна из ближайших недель в
    моём Telegram-канале)
  2. Шаг 2 — визуализация данных
    Таблицы ≠ аналитика. Графики, фильтры, сравнения — минимум, с чего стоит начать. Но надо помнить, что это еще не аналитика.
  3. Шаг 3 — анализ и выводы
    Где узкие места? Где потери? Где возможности? Ответ — в цифрах (и симптомах)
  4. Шаг 4 — управленческие решения на основе данных
    И вот только теперь можно говорить о настоящей аналитике, основанной на цифрах. На этом этапе здОрово подключить команду.

Что дальше?

🔹 Заберите у моего бота большой пакет материалов про бизнес-аналитику. Здесь большая лекция и подборка постов - это прям базовый курс в аналитику.
🔹
Скоро стартует мой авторский курс по бизнес-аналитике в тендерном отделе. Это не “ещё один курс”, это трансформация вашего подхода. У этого курса третий поток. Кейсы и результаты предыдущих скоро расскажу и покажу.
🔹
Если вы читаете эту статью позже — вы всё равно можете попасть в лист ожидания. Оставляйте заявку и я свяжусь с вами, когда будет следующий набор.

📌 Итог: пока вы не управляете цифрами — вы не управляете бизнесом. Аналитика — не роскошь, а инструмент для тех, кто хочет управлять уверенно.

Ася Муфтахина,

эксперт по тендерам и госзакупкам. Строю и масштабирую тендерные отделы