Раздоры между наследниками Людовика Благочастивого, войны восточных франков с моравами, которых они называли тоже вендами и набеги норманнов позволяли королю Табомыслу какое-то время не платить дань. Но в 862 году удача от него отвернулась, и франки разорили ободритские земли, вынудив Табомысла, выдать в заложники даже своего сына. Что произошло дальше непонятно, то ли Табомысл умер, то ли отказался от власти, но в том же году великий князь русов и вендов Мстивой становится королем ободритов.
Предполагаю, что он сразу попытался договориться с франками о мире через своего двоюродного брата графа Барденгау Вихмана, а вот получилось это сразу или нет сказать трудно. Первым графом Барденгау из рода ободритских князей был Биллунг младший брат Радегаста и родной дядя Мстивоя. Ободритское происхождение рода подтверждает факт перехода племянников будущего герцога Саксонии Герман Биллунга Вихмана и Экберта на сторону восставших в 954 году ободритов.
Исходя из событий начала десятого века, когда князья вагров, полабов, варнов и ободритов добровольно вошли в марку Биллунгов их вассальная зависимость от королевства восточных франков все это время сохранялась. В связи с чем, меня удивляет вниманье наших историков к ваграм, из которых даже пытаются вывести название варягов, хотя занимаемая ими территория явно противоречит сведеньям «Повести временных лет»: «По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской».
Не меньше удивляет и попытка другой части историков сделать свеонскую Бирку, население которой не превышало нескольких сотен человек, центром торговли с Хазарией и Византией. Хотя ни в одной из ранних скандинавских саг нет даже упоминания о Константинополе, не говоря уже хазарском Итиле. Нет ничего о поездках туда и в «Житие святого Ансгария», где его автор Римберт описывает миссионерскую деятельность у свеонов в тридцатых - семидесятых годах девятого века, и почему то ничего не знает о посольстве 838-839 годов и набеге на Константинополь 860 года.
Возвращаясь к ободритам, «Анналы Ксантена» лишь сообщают, что в 863 году «король Людовик созвал собрание народа сначала в Вормсе и после этого в Майнце, и туда пришел к нему Лотарь; они намеревались совершить военный поход против славян, что после этого и сделали. Но он оказался не удачным». К какому племени принадлежали эти славяне неясно, но если допустить, что это были ободриты, тогда становится понятно, кто организовал нападение норманнов в 864 году на города и монастыри по берегам Рейна. И самое любопытное, что эти норманны в очередной раз ограбили Дорестад находившийся под управлением Рорик Ютландского.
После чего разбойники «добрались по Рейну до Ксантен и опустошили (это) славнейшее место» далее они «отыскали недалеко от монастыря маленький остров, соорудили укрепления и жили там некоторое время» разоряя округу. В отличие от короля Лотаря саксы на противоположном берегу действовали против разбойников более активно «так что одного из их королей, по имени Гальб, который в заносчивой храбрости попытался напасть на их берег, они убили, сбросив его и почти всех, следовавших за ним, в ту самую реку».
А еще интересно в этом тексте упоминание, что Людовик почти весь год провел в Баварии «опасаясь восставших моравов, равно как и своего сына». Из чего напрашивается вывод, что королю восточных франков было не до ободритов, и скорей всего он согласился на предложенную Мстивоем выплату ободритскими княжествами дани Людовику. Такой компромисс очень устраивал купцов вендского товарищества перепродававших основную часть мехов и привозимых из Хазарии и Византии товаров именно франкам.
Отсутствие в средневековых источниках упоминаний о новых походах франков против ободритов свидетельствует, что королю Мстивою все же удалось с ними договориться. К сожалению, после принятия им титула короля ободритов и вендов имя русов стало постепенно исчезать из употребления в славянском Поморье. С другой стороны Русью все чаще стали называть ее восточные земли, особенно их южную область, куда это имя принесли переселившиеся с Вислы куявы, и пришедшие с князем Олегом с севера руги.
Согласно «Родословная герцогов Мекленбургских» Иоганна Хемница король ободритов Мстивой умер в 865 или 869 году и ему наследовал сын Ариберт третий. Письменных сведений о нем практически нет Иоганн Хемниц лишь упоминает, что тот был женат на польской принцессе, судя по всему, дочери Пяста. Не сообщают ничего о новом короле ободритов и письменные источники, относящиеся ко времени его правления закончившегося по Хемницу в 888 году. А это означает, что именно он одобрил поход князя Олега с малолетним сыном Рюрика на Днепр и смещение княжившего там Аскольда.