Найти в Дзене

Методика подготовки к самовнушению

Оглавление

Самогипноз - В основе самогипноза лежат три ключевых механизма:
I. Погружение в дремотное состояние при сохранении контроля сознания.
II. Концентрация ненапряженного внимания
III. Образы внушения

I. ПОГРУЖЕНИЕ В ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ

Чтобы слова и соответствующие им мысленные образы обрели наибольшую силу, ими надо воздействовать на головной мозг, находящийся на сниженном уровне бодрствования, в состоянии дремоты. Таким образом, первый шаг в овладении навыками самовнушения состоит в обретении умения вводить себя в дремотное состояние, оставаясь при этом (что крайне важно!) под контролем собственного сознания.

СВЯЗЬ МОЗГА И МЫШЦ
Мозг и мышцы связаны двусторонней связью:
Возбуждение мозга → напряжение мышц (пример: стресс вызывает мышечные зажимы).
Расслабление мышц → успокоение мозга (чем меньше импульсов от мышц, тем глубже релаксация).
Сознательное расслабление мышц "обманывает" мозг, переводя его в состояние контролируемой дремоты — идеальное для самовнушения.

Таков путь к овладению первым главным механизмом самовнушения. Но для того, чтобы хорошо расслаблять свои мышцы, нужно уметь концентрировать свое внимание на процессе расслабления, мысленно представлять его.

II. КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕНАПРЯЖНОГО ВНИМАНИЯ

Что нужно знать о сосредоточенности внимания? Чем оно больше, тем выше результат! При этом не питайте иллюзий - люди не способны сосредотачиваться одновременно на двух разных предметах.

Есть такое понятие – «дисциплинированное мышление». Суть его в умении в конкретный момент оперировать только такими мысленными образами, которые нужны в данной ситуации. Если у борца, выходящего на ковер, в голове хаос различных мыслей типа «Выиграю или проиграю? А что будет, если проиграю? Что скажет тренер? Товарищи? Она?…» и т. д., то ни о каком дисциплинированном мышлении и речи быть не может. Этот спортсмен заранее обречен на неудачу, ибо в его сознании отсутствуют четкие, предельно конкретные мысленные образы, направленные на грамотное ведение борьбы.

При дисциплинированном же мышлении в сознании наличествуют только те образы, которые определяются характером предстоящего состязания. Причем эти мысленные образы должны быть связаны не с целью – «Выиграть!», а ориентированы на средства достижения цели – тогда она и будет достигнута. Почему? Потому что нам не дано удерживать сосредоточенное внимание одновременно на разных объектах. Поэтому, если мы (даже невольно) сосредоточимся на цели – «Выиграть!», то из-под контроля нашего внимания выйдут средства достижения этой цели, мы перестанем целенаправленно управлять ими. И цель – победа! – может быть не достигнута. Таким образом, очень важно уметь держать в голове только те элементы мышления, то есть те мысленные образы, которые нужны в данной конкретной ситуации – ничего постороннего! Только при этом условии можно говорить, что мышление было дисциплинированным.

Так, если мысленно произносится формула «Мое лицо расслабляется» , то в этот момент в фокусе спокойного сосредоточенного внимания занимающегося не должно находиться ничего, кроме образа собственного лица. На первых этапах внимание нередко «убегает» от того образа, на котором оно должно удерживаться. К этому следует относиться спокойно, как к временной трудности в процессе обучения самовнушению, и, не раздражаясь, вновь сфокусировать ненапряженное внимание на нужном объекте.

В процессе психического воздействия слово и образ всегда действуют однонаправленно и взаимно подкрепляют друг друга. Причем, не имеет принципиального значения, на чем останавливается внимание в первую очередь: вначале может быть слово, а затем к нему подключается мысленный образ или же сначала в сознании возникает мысленный образ, а затем он фиксируется соответствующим словом.

III. ОБРАЗЫ ВНУШЕНИЯ

Слова, используемые при самовнушении, должны всегда сопровождаться соответствующими мысленными образами.

Если, предположим, используется формула «Мои руки расслабляются и теплеют…», то одновременно с каждым промысливаемым словом формулы должен возникать соответствующий слову мысленный образ. Произнеся про себя: «Мои руки…» , занимающийся самовнушением должен сразу же мысленно представить именно свои (а не чьи-то) обнаженные руки со всеми их особенностями. Одновременно со словом «расслабляются» должен возникнуть предельно отчетливый (а не тускло-неопределенный) образ расслабленных мышц. Одновременно со словом «теплеют» должен возникнуть предельно яркий мысленный образ того фактора, который вызывает тепло (парная, солнце на пляже, теплая вода, льющаяся на руки, и т. п.), и такой же яркий мысленный образ теплых мышц своих рук.

ТЕХНИКА МЫШЕЧНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

Мышечное расслабление играет важнейшую роль в введении себя в состояние гипноза с повышенной чувствительностью к внушению. С одной стороны расслабление мышц ведет к дремоте, важной для состояния повышенной внушаемости. С другой стороны для расслабления нам необходимо использовать два других фактора самогипноза - ненапряжную концентрацию и словестные образы, что позволяет считать мышечного расслабления одним из вариантов самогипноза.

ШАГ №1. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ
Мышцы делятся на 5 групп: руки, ноги, туловище, шея, лицо.

Методика для каждой группы (на примере рук):
1. Напрягите мышцы рук на вдохе (50% усилия, 2–4 сек) со словами "Мои руки...".
2. Задержите напряжение и дыхание на 2-4 секунды.
3. Расслабьте руки со словами
"…расслабляются" (выдох 6 секунд) и (легкий вдох) "теплеют" (выдох 6 секунд), представляя образ расслабления и образ тепла.

Увидев» образ расслабления, надо сразу же «перевести» мысленный образ в реальное физическое ощущение. Только после того, как возникнет отчетливое ощущение расслабленности, на легком вдохе произнесите про себя союз «и» , а на замедленном, спокойном выдохе – слово «теп-ле-ют» , сопровождая его представлением разливающегося по рукам сверху вниз тепла. Подождите, пока это ощущение не станет достаточно отчетливым.

Аналогично для других зон:
Ноги: "Мои ноги расслабляются и теплеют".
Туловище:
"Мое туловище расслабляется и теплеет".
Шея:
"Моя шея расслабляется и теплеет".
Лицо:
"Мое лицо расслабляется и теплеет".

Вспомогательные приемы:
- Контрастное напряжение/расслабление (усиливает ощущения).
- Образы для расслабления: "мягкое тесто", "тёплая волна", "лёгкость".

ШАГ №2. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ
Когда предварительное расслабление освоено, переходите к фиксирующим формулам:
"Мои руки полностью расслабленные… тёплые… неподвижные…". Добавляется "неподвижность" (образ: приятное оцепенение).

ШАГ №3. УГЛУБЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ
После проработки всех групп проговорите формулу: "Состояние приятного (глубокого) покоя…". Представьте "экран" спокойного цвета (голубой, серый, зелёный) — индикатор успокоения.

ПОЛНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (12 ФОРМУЛ)

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь…
  2. Мои руки расслабляются и теплеют…
  3. Мои руки полностью расслабленные… тёплые… неподвижные…
  4. Мои ноги расслабляются и теплеют…
  5. Мои ноги полностью расслабленные… тёплые… неподвижные…
  6. Мое туловище расслабляется и теплеет…
  7. Мое туловище полностью расслабленное… тёплое… неподвижное…
  8. Моя шея расслабляется и теплеет…
  9. Моя шея полностью расслабленная… тёплая… неподвижная…
  10. Мое лицо расслабляется и теплеет…
  11. Мое лицо полностью расслабленное… тёплое… неподвижное…
  12. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…

Состояние приятной дремотности, остающейся под контролем сознания и спокойного внимания является стартовой площадкой для самогипноза. С нее, используя правила самовнушения, можно начинать путь к решению самых разных задач. Такая возможность основана на феномене повышенной чувствительности дремлющего головного мозга к словам и их мысленным образам. После достижения дремотного («экранного») состояния на первый план выходит второй и третий главный механизмы действия самогипноза – оперирование нужными мысленными образами, помещенными в фокус спокойно сосредоточенного внимания. В дремотном состоянии эта задача решается значительно легче и быстрее, чем в состоянии обычного бодрствования.

Мы активно используем гипноз в санатории для похудения Изба Стройности👇

Изба Стройности. Санаторий похудения на Волге

ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СТРОЙНОСТЬ