Моэм у нас известен куда меньше, чё. Вальтер Скотт и Чарлз Диккенс. Может потому что, его не любила советская цензура за смутные слухи (или не слухи) о его причастностях к разведке? Хотя отдельные произведения издавались и неплохими тиражами. Большинство Моэма и не читали, кто-то видел неплохую экранизацию Театра - вот и все. Между тем, у Сомерсета Моэма есть целый россыпь ярких, глубоких произведений, которые не менее сильны, чем «Театр», а иногда — и сильнее. Вот что стоит прочитать, на мой взгляд в первую очередь.
1. «Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage)
Роман взросления. Пол Филип — тонкий, хромой, наблюдательный. Он ищет смысл жизни, проходит через унижения, страсть, одиночество и жертвы. Один из самых автобиографичных и сильных романов Моэма. Это больно, но по-настоящему.
2. «Луна и грош»
Роман по мотивам жизни художника Поля Гогена. Герой бросает всё — семью, карьеру, привычную жизнь — ради живописи и Тихого океана. Это история разрушительной одержимости и непримиримости таланта. Жестоко, красиво и почти библейски. Именно с этого романа началось мое увлечение творчеством Моэма.
3. «Острие бритвы» (The Razor’s Edge)
Человек возвращается с войны и ищет не деньги, не комфорт, а истину. Восточная философия, Париж, Америка, потерянное поколение. Моэм тут задаёт вопросы, которые звучат до сих пор: как жить, если мир сошёл с ума?
4. «Узорный покров»
История любви, измены и эпидемии холеры в Китае. Очень кинематографично, тонко, психологично. Экранизировали не раз, но оригинал — сильнее.
5. Рассказы
Моэм — мастер короткой формы. Особенно хороши:
- «Госпожа Фаррингтон»
- «Дождь»
- «Красная»
- «Письмо»
- Они просты и жестоки, как нож. И в каждом — вся человеческая природа в миниатюре.
Ещё, о да, пьесы Моэма — это отдельный мир. Он был не только писателем, но и настоящей звездой английской сцены начала XX века. До «Театра» и параллельно с ним он написал десятки пьес, и многие из них били точно в нерв публики. Вот самые интересные:
«Круг»** (*The Circle*, 1921)
Ироничная, почти циничная комедия нравов. Молодая женщина хочет сбежать от мужа с любовником, как когда-то сделала её мать. Но всё оказывается совсем не так просто. Вопрос: повторяется ли судьба, или мы сами пишем свой круг?
2. **«Ловушка»** (*The Letter*, 1927)
Сильная драма на основе реального происшествия. Женщина убивает любовника и утверждает, что защищалась. Но всё рушится, когда появляется письмо… Затягивающее, мрачное, почти детектив.
3. **«Сильная личность»** (*The Constant Wife*, 1926)
Феминистская по духу (но тонко!) пьеса о жене, которая знает об изменах мужа — и ведёт свою, куда более изощрённую игру. Умная, острая, с хорошими ролями для актрис.
4. **«Дождь»** (адаптация рассказа)
Пьесы по рассказам Моэма ставились часто. «Дождь» — история миссионера и проститутки, замкнутых на острове. Конфликт морали, страсти и подавленного желания. Тёмная, мощная пьеса.
Моэм не любил «сценического надрыва» — его диалоги острые, жизненные, а персонажи почти всегда с двойным дном.
Мне довелось посмотреть в Алма-Атинской театре постановку одной из пьес Моэма. С английским юмором казахи справились не очень, но сам текст привел меня в восторг.
А вы что читали из Моэма?