Найти в Дзене

В МИР МУЗЫКИ – ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ

Оглавление

Хор «Каданс» знают и любят многие абаканцы. Кол­лектив покорил сердца тысяч зрителей по всей стране – вспомним хотя бы выход в финал вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» на федеральном телекана­ле! Но и до этого выступления «Каданс» прекрасно знали во многих городах России, хор неоднократно участвовал и в международных музыкальных фести­валях за границей. Хор «Каданс» у зрителей наверняка ассоциируется с его создателем и руководителем Мари­ной Штарк. Однако сегодня корреспондент «Абакана» решил познакомить читателей с правой рукой руково­дителя коллектива, хормейстером Натальей СЛИВИН­СКОЙ.

Путь к мечте

– Наталья Валерьевна, ка­жется, что в хоре «Каданс» вы поете всю свою сознательную жизнь. Расскажите об истории знакомства с этим, теперь уже родным для вас, коллективом. Как вообще получилось, что музыка стала вашей профес­сией и делом жизни?

– Музыкой я заинтересова­лась с первого класса обще- образовательной школы. К нам пришли преподаватели из музы­кальной школы, чтобы познако­мить нас, ребятишек, с музы­кальными инструментами и набрать себе учеников. И я бук­вально влюбилась в звучание скрипки. Вдохновленная, подо­шла к маме, чтобы поделиться своим желанием попасть в му­зыкальную школу. Но у мамы нас, детей, было пятеро, свобод­ного времени у нее практически не было, поэтому записываться в музыкальную школу я была вы­нуждена самостоятельно.

После того как я отучилась два года по классу «скрипка», преподаватель уехала в Красно­ярск, и меня перевели в класс фортепиано. Мои родители, уви­дев, что я буквально живу музы­кой, решили меня поддержать и купили мне фортепиано. С того времени музыка является неотъ­емлемой частью моей жизни.

По окончании 11-го класса я поступила в Институт искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Но в нем можно было получить лишь спе­циальность «учитель музыки». А моя мечта была немного другой: я хотела не преподавать в шко­ле, а работать пианисткой. Когда я поступала, мне сказали, что по­зже будет открыта дополнитель­ная специализация – отделение фортепиано, и я смогу получить сразу две специальности. Но годы шли, а открытие второго отделения так и осталось лишь проектом. Поэтому, когда я об­учалась на четвертом курсе ин­ститута искусств, поступила еще и в музыкальный колледж, сразу на второй курс. И на протяжении двух лет я осваивала образова­тельные программы в двух учеб­ных заведениях одновременно.

– Параллельно с учебой вы еще и преподавали в Красно­туранской школе искусств…

– Когда обучалась на послед­нем курсе музыкального коллед­жа, директор школы искусств (где я в свое время сама учи­лась) уговорила меня стать пре­подавателем хора, так как у них не было педагога. Я согласилась, и каждый четверг во второй по­ловине дня уезжала в родной Краснотуранск, на протяжении трех дней занималась там с ре­бятишками. Учебному процессу это не мешало, так как я научи­лась выстраивать свой график оптимальным образом. У меня очень теплые воспоминания о тех временах, о детях, с которы­ми мы вместе ездили на конкур­сы и выступления – в Сочи, по югу Красноярского края и т. д.

Возвращаясь к вашему вопро­су о знакомстве с хором «Ка­данс». Мне очень повезло со все­ми преподавателями, у которых я в разное время обучалась. В хор я попала благодаря Марине Ген­надьевне Штарк. Когда я училась на первом курсе, она преподава­ла в институте хоровое пение. Тогда Марина Геннадьевна рабо­тала в Центре детского творчест­ва Абакана, и мы пришли туда, чтобы сдавать ей хоровые пар­тии. И после того как мы всё сда­ли, она предложила нам остаться на занятия с хором, понаблюдать за ее работой. Коллектив «Ка­данса» тогда, помню, меня очень впечатлил! Я прямо почувствова­ла, насколько все участники хора сплочены, дружны, какая в нем царит теплая и домашняя ат­мосфера! И мне очень захоте­лось попасть туда, но проситься самой казалось тогда наглостью. И вдруг по окончании репети­ции Марина Геннадьевна сама пригласила меня петь в хоре. Моя мечта сбылась! Марина Ген­надьевна стала для меня второй мамой, она всегда обо мне забо­тилась и оберегала.

– Что входит в обязанности хормейстера?

– Хормейстер – это человек, разучивающий вместе с хором партитуры. Это правая рука руко­водителя хора. В момент отсутст­вия главного дирижера я встаю перед хором и дирижирую. При необходимости подменяю Мари­ну Геннадьевну, выступаю с хо­ром, веду записи выступлений, занимаюсь их трансляцией.

– В хоре у каждого есть свои партии, а хормейстер управляет коллективом лю­дей. Как достичь того, чтобы в нем был баланс, чтобы все сплотились?

– Это становится возможным благодаря долгим регулярным репетициям. Сначала участники хора разучивают партии, затем они соединяются. Это очень длительный и непростой про­цесс, требующий упорной рабо­ты. Так как у нас сейчас есть еще и мужской состав, мы соединяем все это с ним, делаем смешан­ные партитуры. Конечно, чтобы все это реализовалось, обяза­тельно еще должна быть сцена, выход на нее. Первое исполне­ние – самое важное, к нему мы готовимся особенно тщательно, а дальше уже все проще и легче.

– А есть ли у вас среди про­изведений, что исполнял хор, любимое?

– Конечно, это «Посмотри, какая мгла», очень сложное хо­ровое произведение. Думаю, оно мне так полюбилось, потому что, когда я только начинала свой путь в хоре, мы готовились к участию в конкурсе, проходив­шем в Новосибирске, и на тот момент, да и сейчас, мне это про­изведение казалось невероятно сложным. Мы над ним очень долго и упорно работали, с ним у меня связаны особые воспоми­нания.

Творческая семья

– Ваша семья такая же му­зыкальная, как и вы?

– Моя дочь поет в нашем хоре, в моем составе. Ей 13 лет, она прошла все ступени хора: дошколята, начальная школа, кандидатский хор (в него вклю­чаются дети, перешедшие в пя­тый класс общеобразовательной школы), и теперь выступает в молодежном составе. Сын пошел в первый класс, он очень актив­ный, поэтому только сейчас я его начала брать с собой на занятия в хор лицея имени Н.Г. Булаки­на, где работаю педагогом по вокалу. Ему это нравится. Мой супруг – тоже музыкальный че­ловек, он поет и играет на гита­ре на любительском уровне, окончил музколледж по специ­альности «режиссер». Сейчас он работает не по профессии, но музыку очень любит. Как ви­дите, вся семья у нас очень твор­ческая.

– Каким бы вы хотели ви­деть «Каданс» через пять лет?

– Хор достиг очень больших высот. Конечно, нам всегда есть к чему стремиться, у кого учить­ся, и мы с удовольствием пере­нимаем этот опыт, посещаем различные мастер-классы. Я бы хотела, чтобы у нас расширился состав мужской половины хора. А также – чтобы наш хор рабо­тал профессионально, так как сейчас мы являемся любитель­ским коллективом, и все в него приходят из любви к песне и... к Марине Геннадьевне.

– Как вы считаете, каждому ли открыта дверь в мир искус­ства? Каждый ли сможет про­будить в себе музыкальный талант?

– Думаю, что каждый. Особо хочу сказать о тех, кто планирует стать родителями. Мамы и папы, у которых есть маленькие дети, должны понимать, что ребенка необходимо приобщать к музы­ке сразу, не выжидать «благо­приятного» момента. Это не обя­зательно должен быть хор, могут быть игра на музыкальных ин­струментах, танцы и пр. Во время занятий музыкой задействованы сразу два полушария нашего мозга. Еще недавно я узнала, что между этими полушариями есть «мост», и, если ребенок занима­ется музыкой на протяжении года, этот мостик увеличивается на 25 %. Взрослым музыкальные занятия тоже очень полезны, ес­тественно, в качестве дополни­тельных, без ущерба для работы, это помогает замедлить процесс старения. Поэтому смело откры­вайте в себе музыкальные та­ланты и получайте от этого удо­вольствие!

Кристина ВОРОНИНА

Фото – соцсети хора «Каданс»