Хор «Каданс» знают и любят многие абаканцы. Коллектив покорил сердца тысяч зрителей по всей стране – вспомним хотя бы выход в финал вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» на федеральном телеканале! Но и до этого выступления «Каданс» прекрасно знали во многих городах России, хор неоднократно участвовал и в международных музыкальных фестивалях за границей. Хор «Каданс» у зрителей наверняка ассоциируется с его создателем и руководителем Мариной Штарк. Однако сегодня корреспондент «Абакана» решил познакомить читателей с правой рукой руководителя коллектива, хормейстером Натальей СЛИВИНСКОЙ.
Путь к мечте
– Наталья Валерьевна, кажется, что в хоре «Каданс» вы поете всю свою сознательную жизнь. Расскажите об истории знакомства с этим, теперь уже родным для вас, коллективом. Как вообще получилось, что музыка стала вашей профессией и делом жизни?
– Музыкой я заинтересовалась с первого класса обще- образовательной школы. К нам пришли преподаватели из музыкальной школы, чтобы познакомить нас, ребятишек, с музыкальными инструментами и набрать себе учеников. И я буквально влюбилась в звучание скрипки. Вдохновленная, подошла к маме, чтобы поделиться своим желанием попасть в музыкальную школу. Но у мамы нас, детей, было пятеро, свободного времени у нее практически не было, поэтому записываться в музыкальную школу я была вынуждена самостоятельно.
После того как я отучилась два года по классу «скрипка», преподаватель уехала в Красноярск, и меня перевели в класс фортепиано. Мои родители, увидев, что я буквально живу музыкой, решили меня поддержать и купили мне фортепиано. С того времени музыка является неотъемлемой частью моей жизни.
По окончании 11-го класса я поступила в Институт искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Но в нем можно было получить лишь специальность «учитель музыки». А моя мечта была немного другой: я хотела не преподавать в школе, а работать пианисткой. Когда я поступала, мне сказали, что позже будет открыта дополнительная специализация – отделение фортепиано, и я смогу получить сразу две специальности. Но годы шли, а открытие второго отделения так и осталось лишь проектом. Поэтому, когда я обучалась на четвертом курсе института искусств, поступила еще и в музыкальный колледж, сразу на второй курс. И на протяжении двух лет я осваивала образовательные программы в двух учебных заведениях одновременно.
– Параллельно с учебой вы еще и преподавали в Краснотуранской школе искусств…
– Когда обучалась на последнем курсе музыкального колледжа, директор школы искусств (где я в свое время сама училась) уговорила меня стать преподавателем хора, так как у них не было педагога. Я согласилась, и каждый четверг во второй половине дня уезжала в родной Краснотуранск, на протяжении трех дней занималась там с ребятишками. Учебному процессу это не мешало, так как я научилась выстраивать свой график оптимальным образом. У меня очень теплые воспоминания о тех временах, о детях, с которыми мы вместе ездили на конкурсы и выступления – в Сочи, по югу Красноярского края и т. д.
Возвращаясь к вашему вопросу о знакомстве с хором «Каданс». Мне очень повезло со всеми преподавателями, у которых я в разное время обучалась. В хор я попала благодаря Марине Геннадьевне Штарк. Когда я училась на первом курсе, она преподавала в институте хоровое пение. Тогда Марина Геннадьевна работала в Центре детского творчества Абакана, и мы пришли туда, чтобы сдавать ей хоровые партии. И после того как мы всё сдали, она предложила нам остаться на занятия с хором, понаблюдать за ее работой. Коллектив «Каданса» тогда, помню, меня очень впечатлил! Я прямо почувствовала, насколько все участники хора сплочены, дружны, какая в нем царит теплая и домашняя атмосфера! И мне очень захотелось попасть туда, но проситься самой казалось тогда наглостью. И вдруг по окончании репетиции Марина Геннадьевна сама пригласила меня петь в хоре. Моя мечта сбылась! Марина Геннадьевна стала для меня второй мамой, она всегда обо мне заботилась и оберегала.
– Что входит в обязанности хормейстера?
– Хормейстер – это человек, разучивающий вместе с хором партитуры. Это правая рука руководителя хора. В момент отсутствия главного дирижера я встаю перед хором и дирижирую. При необходимости подменяю Марину Геннадьевну, выступаю с хором, веду записи выступлений, занимаюсь их трансляцией.
– В хоре у каждого есть свои партии, а хормейстер управляет коллективом людей. Как достичь того, чтобы в нем был баланс, чтобы все сплотились?
– Это становится возможным благодаря долгим регулярным репетициям. Сначала участники хора разучивают партии, затем они соединяются. Это очень длительный и непростой процесс, требующий упорной работы. Так как у нас сейчас есть еще и мужской состав, мы соединяем все это с ним, делаем смешанные партитуры. Конечно, чтобы все это реализовалось, обязательно еще должна быть сцена, выход на нее. Первое исполнение – самое важное, к нему мы готовимся особенно тщательно, а дальше уже все проще и легче.
– А есть ли у вас среди произведений, что исполнял хор, любимое?
– Конечно, это «Посмотри, какая мгла», очень сложное хоровое произведение. Думаю, оно мне так полюбилось, потому что, когда я только начинала свой путь в хоре, мы готовились к участию в конкурсе, проходившем в Новосибирске, и на тот момент, да и сейчас, мне это произведение казалось невероятно сложным. Мы над ним очень долго и упорно работали, с ним у меня связаны особые воспоминания.
Творческая семья
– Ваша семья такая же музыкальная, как и вы?
– Моя дочь поет в нашем хоре, в моем составе. Ей 13 лет, она прошла все ступени хора: дошколята, начальная школа, кандидатский хор (в него включаются дети, перешедшие в пятый класс общеобразовательной школы), и теперь выступает в молодежном составе. Сын пошел в первый класс, он очень активный, поэтому только сейчас я его начала брать с собой на занятия в хор лицея имени Н.Г. Булакина, где работаю педагогом по вокалу. Ему это нравится. Мой супруг – тоже музыкальный человек, он поет и играет на гитаре на любительском уровне, окончил музколледж по специальности «режиссер». Сейчас он работает не по профессии, но музыку очень любит. Как видите, вся семья у нас очень творческая.
– Каким бы вы хотели видеть «Каданс» через пять лет?
– Хор достиг очень больших высот. Конечно, нам всегда есть к чему стремиться, у кого учиться, и мы с удовольствием перенимаем этот опыт, посещаем различные мастер-классы. Я бы хотела, чтобы у нас расширился состав мужской половины хора. А также – чтобы наш хор работал профессионально, так как сейчас мы являемся любительским коллективом, и все в него приходят из любви к песне и... к Марине Геннадьевне.
– Как вы считаете, каждому ли открыта дверь в мир искусства? Каждый ли сможет пробудить в себе музыкальный талант?
– Думаю, что каждый. Особо хочу сказать о тех, кто планирует стать родителями. Мамы и папы, у которых есть маленькие дети, должны понимать, что ребенка необходимо приобщать к музыке сразу, не выжидать «благоприятного» момента. Это не обязательно должен быть хор, могут быть игра на музыкальных инструментах, танцы и пр. Во время занятий музыкой задействованы сразу два полушария нашего мозга. Еще недавно я узнала, что между этими полушариями есть «мост», и, если ребенок занимается музыкой на протяжении года, этот мостик увеличивается на 25 %. Взрослым музыкальные занятия тоже очень полезны, естественно, в качестве дополнительных, без ущерба для работы, это помогает замедлить процесс старения. Поэтому смело открывайте в себе музыкальные таланты и получайте от этого удовольствие!
Кристина ВОРОНИНА
Фото – соцсети хора «Каданс»