30 апреля 1945 года 79-я гвардейская стрелковая дивизия готовилась к решающему штурму берлинского района Тиргартен. До начала атаки оставалось 50 минут, среди развалин дымящегося города наступило затишье. И тут в тишине как будто откуда-то из-под земли раздался приглушенный детский плач.
Надрывалась маленькая девочка. Захлебываясь слезами, она без остановки повторяла «муттер, муттер!» Судя по голосу, малышка находилась на нейтральной полосе. Уже скоро должна была начаться атака и шансов выжить у девочки не было никаких. К командиру подошел сержант Маслов — кемеровчанин, прошедший со своей дивизией всю войну.
— Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где это.
— Не пройдешь, немцы ухлопают, — оторвавшись от бинокля, ответил ему офицер.
— Это на той стороне канала, я знаю как туда добраться, — сержант Маслов настойчиво смотрел на командира.
Через 10 минут укрываясь за бетонными плитами, а дальше через дренажную трубу он сумел добраться до места, откуда раздавался плач. Среди каменных обломков лежала мертвая белокурая женщина. К убитой матери была привязана веревкой к поясу девочка трех лет. Она заходилась в плаче, сквозь слезы повторяя «Мутти, мутти!». Маслов взял девочку на руки. Малютка тут же прекратила плакать, крепко вцепившись ручонками в гимнастерку.
Обратный путь он преодолел быстро. На подходе к позициям враг заметил солдата и открыл огонь. Но до товарищей было уже рукой подать. «Я с ребенком, прикройте!», — крикнул сержант, и дружный огонь пулеметов заставил замолчать гитлеровцев. Едва сержант Маслов успел передать девочку санитарам, как в небо взметнулась ракета, сигнализируя о начале атаки.
Сержант даже не задумывался над тем, что он спас крошечную жизнь, для него это был вовсе не подвиг, а обычное рядовое дело. Вспомнить пришлось, когда через несколько недель в часть приехал скульптор Евгений Вучетич. Он попросил Колю Маслова рассказать о спасенной девочке, а потом попозировать ему. «Значит, надо», — рассудил боец, пока Вучетич быстрыми уверенными движениями делал наброски на альбомном листе.
Памятник Воину-освободителю был открыт в берлинском Трептов-парке на годовщину Победы в 1949-м. В образе героя-воина с девочкой на руках без труда угадывались черты гвардии сержанта Николая Маслова. Ну а о его подвиге мир узнал только в 1964 году, когда вышли мемуары маршала Василия Чуйкова. В одном из эпизодов он и описал случай, который лег в основу творческого замысла Вучетича.